Posted 19 января 2010,, 21:00

Published 19 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Небо в алмазах

19 января 2010, 21:00
Испанское правительство объявило о том, что намерено сократить расходы на содержание убыточных аэропортов, которые управляются государственным оператором. Одновременно выяснилось, что некоторые авиадиспетчеры зарабатывают в 10 раз больше премьер-министра и в 50 раз больше средних трудящихся граждан страны. Это вызвало

В испанской прессе сейчас очень популярна карикатура, на которой изображен Эмилио Ботин, председатель правления Banco Santander, крупнейшего европейского банка, который учится на курсах… авиадиспетчеров. Эта забавная картинка не плод богатого воображения художника. Среди тех, кто трудится сейчас авиадиспетчерами, в Испании действительно немало бывших, причем весьма успешных юристов, врачей, профессоров, инженеров и даже философов. Их тягу к небу и смене профессии объяснить несложно. Из 2,3 тыс. местных диспетчеров десять самых успешных заработали в прошлом году от 810 до 900 тыс. евро. Это в 10 раз больше, чем получил премьер Хосе Луис Сапатеро, годовой оклад которого составляет немногим менее 92 тыс. Что касается средней зарплаты по стране, то она в 2009 году составила 18 087 евро за 12 месяцев.

Конечно, миллионных заработков достойны только «самые – самые», коих всего 0,5% от общего числа авиадиспетчеров. Однако и те, кто не вошел в ТОП-10, не чувствуют себя обиженными. 226 человек, а это уже каждый десятый, получили в 2009 году 450–540 тыс. евро. Оклады еще 701 диспетчера составили от 270 до 360 тыс. Средняя же годовая зарплата по этой специальности, составляющая 200 тыс. евро, удостоилась в авторитетной столичной газете El Mundo передовицы, озаглавленной кратко, но емко – «Скандал!». Все эти суммы вскрылись после того, как правительство социалистов обнародовало планы по сокращению расходов на содержание убыточных аэропортов, которые управляются государственным оператором Aeropuertos Espanoles y Navegacion Aerea (AENA). По итогам 2009 года 48 государственных аэропортов понесли убытки в размере 300 млн. евро.

Мало кто станет спорить с тем, что профессия авиадиспетчера очень важна и ответственна – от них зависят сотни человеческих жизней. К тому же определенную часть денег они зарабатывают сверхурочно. Нередко им приходится превышать установленные трудовым законодательством нормативы не для того, чтобы больше заработать, а из необходимости. Мадридцы еще не забыли хаос, царивший в столичном аэропорту Barajas сразу после новогодних праздников, когда из-за нехватки авиадиспетчеров пришлось закрыть две взлетно-посадочные полосы. Их рабочая неделя состоит из трех дней. Трудятся они по 12 часов: две 4-часовые смены с двумя 2-часовыми перерывами на отдых. У диспетчеров отпуск продолжительностью 45 рабочих дней и множество социальных льгот. Из 1,2 тыс. рабочих часов, набегающих в среднем по профессии за год, треть приходится на сверхурочную работу. Впрочем, это статистика правительства. Профсоюз авиадиспетчеров (USCA), который обговаривал с властями размеры окладов, дает другие данные: 2 тыс. рабочих часов в год, из которых сверхурочные – 575.

Нехватка авиадиспетчеров объясняется высокими требованиями, предъявляемыми к представителям этой профессии. Они обязательно должны иметь высшее образование, свободно владеть английским языком и раз в два года проходить углубленный медосмотр (после 40 лет – каждый год). Список недугов, обладателям которых противопоказана эта работа, очень длинный; в нем десятки заболеваний, начиная от сердечно-сосудистых и заканчивая банальным расстройством желудка. Авиадиспетчером может стать испанец не моложе 18 лет, а в 55 их уже провожают на пенсию. Кандидаты должны сдать ряд экзаменов по профессиональным дисциплинам и пройти немало психологических тестов. Те, кто прошел строгий отбор, после сдачи экзаменов проходят 15-месячную подготовку и только после этого приступают к работе.

И все же новость, что среди людей этой профессии, порой превышающих по своим знаниям и навыкам даже самые высокие требования, немало миллионеров, повергла местную общественность в шок. Кстати, завидуют испанским авиадиспетчерам не только соотечественники, но и коллеги из других стран Европы. В Великобритании, к примеру, они в среднем получают 68 тыс. евро в год, во Франции – 110 тыс., в Голландии – 121 тыс. евро. Российским авиадиспетчерам народный гнев не грозит. Их средняя годовая зарплата в 2009 году, по экспертным оценкам, составила 660 тыс. руб., то есть всего лишь 16 тыс. евро.

«Я принял решение взять быка за рога» – так образно выразился министр развития Испании Хосе Бланко, выступая в парламенте Испании. Правительство намерено сократить расходы на авиадиспетчеров в следующем году на 12,6 млн. евро. Это означает или замораживание зарплаты, или увольнения. Не исключено, что обе эти меры экономии будут приняты одновременно. Сейчас власти рассматривают предложение заменить диспетчеров как минимум в 12 маленьких аэропортах, число рейсов в которых не превышает 50 в день, компьютерными программами.

"