Posted 19 января 2004,, 21:00

Published 19 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Опасный забор

Опасный забор

19 января 2004, 21:00
В феврале в Международном суде в Гааге будет рассматриваться дело о строительстве Израилем «защитной стены» по периметру границы с территориями Палестинской автономии. В Палестине уверены, что это нарушение прав человека. Израиль называет строительство актом самозащиты.

Впрочем, «защитной стеной» это сооружение считают далеко не все даже в Израиле. Нередко его клеймят «заградительным забором», иные предпочитают название «стена апартеида». Как бы то ни было, по данным израильских спецслужб, благодаря уже построенным участкам стены количество терактов на территории Израиля уменьшилось в два раза. Это факт. Но, с другой стороны, этот забор местами прихватывает часть палестинских земель. По жалобе палестинской стороны вопрос о правомерности возведения этого бетонного сооружения принят к рассмотрению Международным судом (МС) в Гааге. Ранее аналогичный иск палестинцы подали в БАГАЦ – Высший суд справедливости, выполняющий в Израиле роль Верховного суда. Слушания здесь должны завершиться до начала гаагских консультаций.

В связи с этим на воскресном заседании правительства по инициативе премьер-министра Ариэля Шарона обсуждался вопрос об изменении форм «разделительного забора». Государственный прокурор Эдна Арбель и министр юстиции Томи Лапид уверены, что в противном случае Израилю будет сложно защищаться в Гааге и даже БАГАЦе. Поэтому они рекомендовали Шарону воздержаться от сооружения участков стены восточнее т. н. зеленой черты (границы Израиля с Палестиной). По мнению Минюста, длину забора следует уменьшить с 700 до 500 км.

Несмотря на то что в принципе глава кабинета был готов согласиться с предложенными изменениями, итогового решения принято не было. Ряд министров высказали сомнения в правомочности МС принимать к рассмотрению подобные иски. А министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом, вообще, заявил, что «любое решение Гаагского суда не будет способствовать мирному процессу на Ближнем Востоке». Неожиданную поддержку сторонники стены получили от ряда европейских государств. Так, Великобритания, Франция и Германия, возражающие против строительства стены в принципе, считают, что подобные вопросы не следует обсуждать в Международном суде. Министр юстиции Франции Доминик Пербен, ссылаясь на свое юридическое образование, заявил вчера, что полномочий рассматривать палестинский вопрос у Гааги нет.

С тем, что стену обсуждать в суде не надо, согласен и министр транспорта Израиля Авигдор Либерман, известный своей радикальной позицией. Но он считает, что возведение этой стены де-факто признает существование палестинского государства.

Арабские же эксперты отмечают, что европейские страны «боятся будить лихо», ибо обсуждение в судебном порядке «защитной стены» между Израилем и ПА, как границы, пусть и нелегитимной, может спровоцировать разговоры о границах в послевоенной Европе. Ведь вся Восточная Пруссия, Судеты, многие районы Эльзаса и Лотарингии еще менее 60 лет назад были населены немцами. Оставшиеся в живых бывшие граждане Германии, населявшие эти земли, а также их потомки могут предъявить свои права.

Американская позиция на этот раз с европейской совпадает. Здесь против стены и против обсуждения этого вопроса в суде. Американский штат Техас в результате так называемой техасской войны 1835–1836 гг. был отвоеван у Мексики. А если нынешние мексиканцы в судебном порядке потребуют от США возвращения своей земли?

"