Posted 18 декабря 2003,, 21:00

Published 18 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Субподряд ценой в $ 8 млрд.

Субподряд ценой в $ 8 млрд.

18 декабря 2003, 21:00
Личный посланник Джорджа Буша, бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер прибыл вчера в Москву. В российской столице он проведет переговоры о возможности сокращения внешнего долга Ирака.

Перед приездом в Россию Бейкер посетил Францию, Германию, Италию и Великобританию. Как и ожидалось, наиболее сложными были переговоры в Париже и Берлине. Франция и Германия – ключевые члены Парижского клуба государств-кредиторов. Но они вместе с Россией были исключены из нашумевшего «списка Пентагона», в котором указаны страны, имеющие право участвовать в восстановлении Ирака.

После встречи с Джеймсом Бейкером канцлер Германии Герхард Шредер заявил: «Германия и США, так же как и Франция, готовы не только участвовать в восстановлении Ирака, но и простить ему долги». Частично или полностью, не уточнялось. На сегодняшний день иракский долг Германии без процентов составляет 2,4 млрд. долл., Франции – 2,99 млрд. А в общей сложности Ирак задолжал 120 млрд. долл., 21 млрд. из которых – 19 членам Парижского клуба. До встречи со Шредером Бейкер успел повидаться с президентом Франции Жаком Шираком, после чего было объявлено о возможном прощении Францией иракского долга в 2004 году в рамках Парижского клуба. По мнению французов, одним непременным условием для этого должно стать соглашение о создании суверенного иракского правительства. И пока по-прежнему открытым остается вопрос об участии в восстановлении Ирака. В нем не задействованы фирмы из государств, выступавших против американской агрессии в этой стране.

Несомненно, визит Бейкера следует воспринимать как сигнал правительства США руководству европейских держав-«пацифистов» к тому, что Германия, Франция и Россия могут рассчитывать на выгодные контракты в Ираке если не в качестве генеральных, то хотя бы субподрядчиков. На прошлой неделе американцы заявляли, что генподрядов в Ираке, общая сумма которых составляет 18,6 млрд. долл., немцам не видать. С резкой критикой американского правительства тогда выступил министр обороны ФРГ Петер Штрук: «Мне абсолютно непонятно данное решение еще и потому, что Германия внесла определенный вклад в помощь американцам, охраняя (во время иракской кампании) военные объекты США на германской территории». Правда, Штрук одновременно призвал воздержаться от судебных разбирательств с американцами.

Но, похоже, самая сложная задача стоит перед Бейкером в ходе его визита в Москву. Россия неоднократно заявляла о том, что не присоединится к американской инициативе, направленной на списание долга Ирака. Однако в конечном итоге все зависит от того, будут ли российские компании участвовать в процессе восстановления Ирака. Точнее говоря, допустят ли их. Глава МИД России Игорь Иванов в этой связи заметил, что данный вопрос российская сторона будет «решать с иракским руководством». Недавно председатель Временного управляющего совета Ирака Абдель Азиз аль-Хаким уверял Игоря Иванова в том, что заинтересован в продолжении российскими компаниями важных проектов, которые были начаты в его стране с участием России. Но далеко не все зависит от нынешнего иракского руководства. Пока первую скрипку играют здесь США, и эта мелодия никак не может нравиться России.



Должна ли Россия простить долг Ираку?

Заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор КРЕМЕНЮК:
– А с какой стати Россия должна идти на это? Что ей предлагается взамен? Я знаю, что есть такая идея, и Бейкер носится с ней по Европе. Привез ее и к нам. Но пока известно лишь то, что российский бизнес благодаря американским стараниям не получит возможных дивидендов в послевоенном Ираке. Несмотря на это, нам предлагают отказаться от долгов. Я думаю, что это не дипломатия, а какая-то насмешка над дипломатией. У Франции и Германии свои отношения со США. Они – союзники. Но почему Россия должна идти на уступки? Конечно, на переговорах будут высказаны какие-то дополнительные условия или предложения. Но, насколько я осведомлен, России предлагается просто отказаться от долга. Однако почему и во имя чего – не понятно. Как сказал наш министр обороны Сергей Иванов, Ирак не бедная страна, и Москве нет смысла списывать ему долг. Непонятен и статус Бейкера. Почему именно он приезжает? Каков объем его полномочий? И уполномочен ли он торговаться, или же Бейкера прислали лишь в качестве магнитофонной ленты. Кроме скептического отношения, этот визит ничего не вызывает.

"