Posted 18 ноября 2014,, 21:00

Published 18 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Страх перед угрозой с востока

18 ноября 2014, 21:00
Как сообщают СМИ стран Северной Европы, в последние месяцы участились случаи нарушения самолетами ВВС России воздушного пространства государств Балтийского региона. Происходило это как в отношении стран – членов НАТО – Эстонии и Дании, так и нейтральных Финляндии и Швеции. Именно в двух последних государствах действия

Финское воздушное пространство, как сообщают новостное агентство FNB и газета Hufvudstadsbladet нарушалось в этом году дважды, 21 мая и 28 августа. В первом случае Москва опровергла факт вторжения, а во втором пилот ВВС России сообщил финской пограничной охране, что пилотировал пассажирский самолет «Аэрофлота», отказавшись сменить курс, как того требовали финские власти. Расследование инцидента прекращено, поскольку, как заявил официальный Хельсинки, «допросить нарушителя не представляется возможным».

Если Финляндия предпочла не идти на конфликт с Москвой, то соседняя Швеция предприняла дипломатический демарш в связи с инцидентом 17 сентября. В этот день две «сушки» ВВС России нарушили воздушное пространство Швеции в районе острова Эланд, изменив курс лишь после того, как им на перехват были высланы шведские истребители. 19 сентября послу России в Стокгольме была передана информация о нарушении так называемая aide-memoire. Это более мягкая форма предупреждения, чем нота протеста. Москва отреагировала тем же типом документа, в котором сообщалось, что нарушения воздушного пространства Швеции не было. Тогда Стокгольм, собрав необходимые технические доказательства факта вторжения, в том числе сканы с радаров, вручил их через несколько дней полпреду России вместе с нотой протеста.

«Мы хотели передать России четкий сигнал, что знаем о факте нахождения ее военных самолетов в нашем воздушном пространстве. Если российская сторона не знает об этом, пилотам следует перестраховываться, чтобы не залететь на чужую территорию. Именно так поступают в подобных случаях шведские летчики», – пояснил на страницах газеты Svenska Dagbladet советник МИДа Петер Эриксон, вручавший ноту протеста.

В Швеции отмечают, что вторжение произошло в день закрытого заседания комитетов парламента по обороне и внешней политике, обсуждавших, в частности, увеличение военной активности России в регионе. Главнокомандующий вооруженными силами Швеции сообщил на этой встрече, что военная авиация России ведет себя «агрессивнее, чем прежде».

Появление в воздушном пространстве Швеции двух российских истребителей в глазах шведов стало лишним подтверждением этого тезиса. Отрицание российской стороной факта нарушения границы, как уверяют шведские эксперты, свидетельствует о низкой степени доверия между Москвой и Стокгольмом. Обычно страна-нарушитель либо просит извинения за инцидент, либо просто отмалчивается. Шведские и финские наблюдатели, обсуждая причины «залетов», полагают, что Москва таким образом преследует две цели: проверяет готовность ПВО Швеции и Финляндии к отражению нападения, поскольку считает, что в случае конфликта России с НАТО эти страны предоставят свои территории для сил альянса, а также предостерегает Стокгольм и Хельсинки против вступления в НАТО.

Если намерения российской стороны действительно были такими, то эффект оказался прямо противоположным, по крайней мере в отношении Швеции. Впервые за многие десятилетия опросы общественного мнения показали перевес сторонников вступления в НАТО над его противниками. Швеция также приняла решение о сворачивании многолетней программы сокращения военных расходов, принятой в начале 90-х годов в связи с исчезновением угрозы со стороны России. Теперь будет возобновлено производство подводных лодок, увеличатся закупки отечественных многоцелевых истребителей Gripen, наращена группировка войск на острове Готланд, считающемся «ключом к Балтике».

«Мы, как и Украина, имеем право на территориальную целостность. Они должны знать, где проходит красная черта, которую мы не позволим переступить», – с таким заявлением в отношении Москвы, необычайно резким для шведской внешней политики, выступила министр иностранных дел Маргот Валлстрем.

"