Posted 18 октября 2006,, 20:00

Published 18 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:00

Updated 8 марта, 09:00

Колбасный дефицит

Колбасный дефицит

18 октября 2006, 20:00
После фактического введения российских санкций в отношении Грузии тбилисцам пришлось вспомнить давно позабытое слово «дефицит». Дефицитными стали, в частности, продукты питания, закупавшиеся в России. Российский штрихкод на упаковке грузины, как правило, почти автоматически приравнивали к Знаку качества. Проблемы начал

Торговые отношения России и Грузии основаны на договоре о свободной торговле. По этому же принципу Грузия торгует и с другими странами СНГ. Это означает, что, в частности, экспорт из России в Грузию и наоборот не облагается таможенным налогом. «На протяжении последних двух-трех лет Россия возглавляла список торговых партнеров Грузии, но теперь ситуация явно изменится. К концу нынешнего года лидирующее место России, скорее всего, займет Турция. Российские санкции – на вино, минеральные воды, одностороннее закрытие в июле таможенного пункта, а теперь и полная транспортная блокада – не могли коренным образом не повлиять на сокращение доли российского импорта», – объяснила корреспонденту «НИ» заместитель министра экономики Грузии Тамара Ковзиридзе.

Из российской сельскохозяйственной продукции в Грузию в большом количестве импортировались зерно пшеницы и пшеничная мука, растительное масло, колбасы, рыбная, макаронная продукция. В грузинском министерстве экономики говорят, что даже в случае полного прекращения импорта этих продуктов из России существует возможность альтернативных закупок в других странах. В Грузию уже поступает зерно и пшеничная мука из Украины, Турции, Казахстана.

В киоске у станции тбилисского метро «Медицинский институт» всегда продавались свежие московские конфеты, печенья, сухие торты. Знакомая продавщица Таня предлагает мне и другим постоянным ее клиентам купить (да поскорее!) «Мишек» и других конфет. «Это все, что мы успели завезти в страну до санкций, продаем по старой цене. Раскупайте, когда еще завезем!» Как тут удержаться и не купить буквально на глазах становящиеся дефицитными конфеты? «А к Новому году у вас будут московские конфеты? Какой Новый год без любимых конфет?»– спрашивает у Тани солидный мужчина. Та пожимает плечами. «Спросите у политиков», – бросает она. Тот согласно кивает головой и берет плитку шоколада с логином «Россия – щедрая душа!». Пока по старой цене. А вот в некоторых других тбилисских магазинах российские товары уже подорожали. Одно слово, дефицит.

С прилавков почти исчезли российские макароны. Несмотря на то, что еще недавно из всего ассортимента макаронной продукции российские составляли 40%. Этот дефицит, видимо, будет погашен продукцией как местного производства, так и из других стран. Ведь в Грузию макароны уже поставляют более чем 20 стран. Самой большой редкостью оказалась российская колбаса: обойдя шесть продуктовых магазинов, лишь в одном я увидела две сиротливые колбасные палки из России. Полки сплошь завалены колбасами и ветчинами местного, австрийского, венгерского производства. По официальной статистике, до введения санкций 30% «колбасного ассортимента» на грузинских прилавках составляла российская продукция. «Не знаю, будет ли фирма, снабжающая нас, по-прежнему завозить товар из России. Может, разве что через Киев? Но это очень дорого и потому невыгодно»,– посетовала продавщица. Хотя, как говорят, некоторые фирмы уже освоили обходные пути. Например, партии различного товара везут через Баку и Ереван.

Подорожали импортируемые из России гречка, рис, другие крупы, сахар, специи, кондитерские изделия и др. Подорожал хлеб. Батон белого хлеба стоит на пять тетри дороже. Цена ароматного грузинского хлеба– лаваша и шоти, который пекут в небольшом тонэ (печи) пока держится на отметке 50 тетри (тетри – грузинская копейка, а 6,48 лари равняются 100 рублям). По официальной информации, с начала нынешнего года до конца сентября общий уровень потребительских цен в Грузии возрос на 6%. Параллельно с российскими продуктами питания подорожали и продукты местного производства. По мнению рядовых покупателей, почти вдвое. Например, куриные яйца в среднем стоят 35 тетри – пенсионерам, получающим 48 лари, приходится решать непростые арифметические задачки, прежде чем решиться на такую покупку.

В Тбилиси сложно купить российские газеты и журналы. «Остались лишь старые номера», – констатировала продавщица газетного киоска Нателла. Хотя, по ее словам, в некоторых кисках все же можно достать свежие номера российских СМИ. «Их привозят через Баку», – объяснила она. «Нельзя так ссориться с соседями. Надо нам с русскими дружить, а им с нами. Я на русском языке хорошо разговариваю. А теперь мне, что, китайский или английский изучать? В Москве живет мой внук. Долго я еще не смогу с ним общаться?»

"