Posted 18 октября 2004,, 20:00

Published 18 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Председатель ЦИК Украины Сергей Кивалов

Председатель ЦИК Украины Сергей Кивалов

18 октября 2004, 20:00
Чем ближе президентские выборы, тем больше накаляется политическая обстановка на Украине. Эксперты и опросы утверждают, что у главных претендентов на победу – Виктора Ющенко и Виктора Януковича – шансы примерно равны. Потому неизбежен второй тур, исход которого зависит в том числе и от того, как будут считать голоса. В

– Вы одессит, любите море, увлекаетесь дайвингом, но в Киеве сейчас особо не поныряешь…

– Сейчас я больше киевлянин. Хотя по большому счету киевлянин – это одессит, не доехавший до Москвы.

– В последнее время в Киеве только и разговоров, что о возможных сценариях срыва выборов, в частности обсуждается так называемый саботаж на местах. Например, члены участковых комиссий в ночь подсчета голосов возьмут и не явятся.

– Я не думаю, что такое возможно. Маловероятно, чтобы основные кандидаты – Ющенко, Мороз, Симоненко, Янукович, представители которых участвуют в работе комиссий, – были заинтересованы в срыве выборов.

– А таинственная третья сила, о которой так много говорят?

– У нас в Одессе в таких случаях собеседнику отвечают – в том числе говорите и вы, журналисты.

– Одним словом, вы уверены, что избирательная ночь с 31 октября на 1 ноября будет спокойной?

– Скорее веселой. Тем более что 31-го мы переходим с летнего времени на зимнее, а ночь на 1-е – это еще и ночь Хэллоуина.

– Нынешние выборы – ваша первая масштабная кампания на посту председателя ЦИК. Как ощущения?

– Если сравнивать, например, с президентскими выборами 1999 года, то ситуация сложная. Тогда был явный лидер, и исход голосования был очевиден. Но сегодня, за две недели до выборов, – полный туман. Предсказать, кто из двух главных претендентов выиграет, не может никто. Что же касается того, как проходит кампания, то я считаю нужным обратить внимание в первую очередь на использование грязных политтехнологий. Это и антиреклама, и компромат, и огромные тиражи печатной продукции неизвестного происхождения и невыясненного финансирования. Все эти факты, с точки зрения ЦИК, требуют расследования, но мы не орган дознания. Потому мы подобные нарушения фиксируем и передаем следователям. Есть у нынешней кампании и еще одна отличительная черта – огромное количество жалоб, которые мы вынуждены рассматривать.

– На кого жалуются кандидаты? Друг на друга?

– Что интересно – на СМИ. Порой доходит до абсурда. Недавно от нас потребовали прекратить прямую трансляцию заседаний Верховной рады, поскольку с парламентской трибуны постоянно говорят о выборах.

– Тем не менее новому ЦИК, в отличие от прошлого, все же удается не попадать в эпицентр громких скандалов.

– Мое кредо: не знаешь, как поступить, поступи по закону. Потому нас до сих пор и не втянули в разборки.

– Что, совсем нет попыток?

– Нет, попытки есть. Кандидаты звонят, приходят, уличают друг друга в попытках срыва выборов, подготовке «каштановой революции», организации переворотов. Но выборы состоятся при любой политической погоде. И давить на ЦИК – дело бесперспективное.

– Кстати о срыве выборов. Насколько реальна, например, массовая фальсификация или силовой вариант?

– Силовой вариант невозможен. В процессе выборов ЦИК является органом межотраслевого управления. И мы не позволим никому регулировать избирательный процесс.

– А административный ресурс на местах?

– Я задействую админресурс только при решении чисто технических проблем. Скажем, когда нам понадобится транспорт для перевозки урн в районы. Кстати, на этих выборах будут использованы прозрачные пластмассовые урны, к изготовлению которых мы подключили как российские, так и украинские предприятия. Бюллетени будут иметь степени защиты, как денежные купюры.

– С недавних пор заговорили о том, что с новыми урнами тоже возможны манипуляции.

– Это исключено. К тому же установлены видеотерминалы, с помощью которых из Киева можно будет наблюдать за тем, как проходит голосование и подсчет бюллетеней во всех областях.

– Особый вопрос – выборы за границей, особенно в России. У вас открыто 4 избирательных участка, но есть информация, что откроется еще несколько сот. Это, по мнению экспертов, создаст возможности для массовых фальсификаций.

– Сейчас, по представлению МИД, мы открываем избирательные участки во Владивостоке и Хабаровске, хотя там и нет наших консульских представительств. Но сделано это по просьбе проживающих в этих российских регионах граждан Украины.

– По Киеву ходят слухи о том, что в ночь после выборов – на 1 ноября – у здания ЦИК планируется проведение митингов, в которых примут участие сотни тысяч человек. Вы планируете какие-либо меры безопасности?

– Это компетенция органов внутренних дел, а не ЦИК. Ну, а митингами нас не испугаешь. Кандидаты приезжали в ЦИК и на «БТРах», и на поливалках, так что нас уже ничем не удивишь.

Справка «НИ»

Сергей КИВАЛОВ родился в 1954 году. Окончил Свердловский юридический институт, работал в органах внутренних дел, затем преподавал. Доктор юридических наук, избран президентом Одесской национальной юридической академии. В 1998 году назначен председателем Высшего совета юстиции Украины. В том же году избран депутатом Верховной рады как лидер Украинской партии моряков. Во главе центризбиркома Украины с февраля 2004 года.

"