Posted 18 сентября 2014,, 20:00

Published 18 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:09

Updated 8 марта, 04:09

Решающий день

Решающий день

18 сентября 2014, 20:00
Шотландцы определили свою судьбу на референдуме

Сторонники и противники независимости Шотландии подошли к этому четвергу, на который был намечен референдум, что называется, ноздря в ноздрю. Последние опросы общественного мнения показывали примерное равенство. С одной стороны, противников независимости было на 1–3% меньше, что, конечно же, является мизерным превосходством и вполне укладывается в рамки математической погрешности. С другой – часть шотландцев определились с тем, как они будут голосовать, только на избирательных участках. Так что предсказать результат голосования к моменту сдачи этого номера в печать было крайне трудно.

Отличительной особенностью долгожданного референдума о независимости Шотландии является то, что его участники – шотландцы – выиграют в любом случае. Даже если решат остаться в составе Соединенного Королевства. В Лондоне так боятся отделения севера острова, что наобещали гордым горцам с три короба. Таким образом, даже в случае поражения сторонников независимости жители Шотландии станут морально и материально богаче.

Что будет в случае победы, пока не очень ясно. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон вместе со сторонниками сохранения статуса Шотландии говорили открытым текстом о громадных экономических и иных трудностях, которые ждут шотландцев в марте 2015 года. Именно в начале весны Шотландия станет независимым государством, если большинство ее жителей ответят положительно на единственный вопрос в бюллетенях – хотят ли они жить в независимом государстве?

На референдуме сошлись те, кто голосовал по зову сердца, то есть сторонники независимости Шотландии, и те, кто отвечал на вопрос в бюллетене, как подсказывал разум, то есть сторонники сохранения статус-кво. Официальный Лондон, конечно, предпринял все, что в его силах, чтобы вторых было больше, чем первых. В ход пошла самая крупная «артиллерия». К агитации подключили даже королеву Елизавету, которая очень хотела остаться в стороне от политических страстей. В последнее время в Глазго и Эдинбург регулярно приезжали лидеры трех главных политических партий королевства, которые на время забыли о разногласиях и объединились в стремлении сохранить Британию великой. Лондон действовал разнообразно и использовал политику кнута и пряника. Угрозы и апокалиптические прогнозы того, что произойдет в случае отделения шотландцев, применялись наряду с обещаниями передачи парламенту Шотландии новых полномочий и прерогатив. В том числе и в сборе налогов. К агитации подключились звезды шоу-бизнеса и спорта, представители искусства.

В общем, административный ресурс британское правительство использовало в полной мере. Оставалось только ждать, хватит ли всего этого для того, чтобы убедить шотландцев жить и дальше в одной стране вместе с англичанами, валлийцами и северными ирландцами. Ответ на этот вопрос мы можем узнать уже сегодня.

"