Posted 18 сентября 2008,, 20:00

Published 18 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:57

Updated 8 марта, 07:57

Призыв на автомате

Призыв на автомате

18 сентября 2008, 20:00
На этой неделе министр обороны Литвы Юозас Олякас вслед за польским коллегой Богданом Клихом подписал указ об отмене призыва в армию. Только если поляки начнут переход своих вооруженных сил на профессиональную основу с 1 января 2009 года, то литовцы решили форсировать события – в этом году призыва у них больше не будет

По новому законопроекту, одобренному правительством Польши еще в августе, а пару недель назад ратифицированному сеймом, к 2010 году численность вооруженных сил сократится со 124 тыс. до 120 тыс. человек, и армия будет формироваться только на профессиональной основе. Причем число собственно солдат увеличится с 76 до 90 тысяч. Ожидается, что парламент вскоре одобрит этот законопроект. Однако для вступления в законную силу его должен подписать президент Лех Качинский, который хочет постоянно держать под ружьем до 150 тыс. человек. Ведь Качинский – сторонник самого широкого участия Польши в международных миротворческих и прочих военных операциях. Впрочем, ни у кого из польских руководителей нет сомнений в том, что призывные войска недостаточно подготовлены к интернациональным операциям.

В целом переход на контрактную армию, по оценке министра обороны Богдана Клиха, обойдется польским налогоплательщикам в 25 млрд. долларов, которые придется потратить до 2018 года. Немалая сумма в масштабах Польши! Многие специалисты ставят под сомнение способность бюджета страны профинансировать весь комплекс мероприятий по модернизации вооруженных сил. Так что на деле военная реформа может тянуться годами.

Начальник пресс-службы польского генштаба Сильверстр Михальский посетовал корреспонденту «НИ», что СМИ со слишком большим энтузиазмом подошли к военной реформе, которую специалисты из минобороны разрабатывали в течение двух лет. На вопрос о том, почему поляки не пошли по пути соседней Германии (где совмешают и призыв, и контрактников), пан Михальский ответил, что это обошлось бы еще дороже: «Призывники у нас служат по 9 месяцев, за это время они просто не в состоянии освоить новую технику, так зачем же их содержать?»

Впрочем, в ходе дебатов по армейскому вопросу обсуждались самые разные модели формирования национальных вооруженных сил. Например, швейцарская. О ней стоит рассказать подробнее. Все граждане Альпийской конфедерации, достигшие 20 лет и не выбравшие для себя альтернативную гражданскую повинность, подлежат воинскому призыву на срок не более 4 месяцев. Тем не менее солдаты именно этого государства считаются одними из самых подготовленных в мире. Их обучение начинается с 15-недельного добровольного курса воинской подготовки, рассчитанного на допризывников. А после армии все резервисты проходят регулярные армейские сборы еще не одно десятилетие. «Дембеля» здесь делятся на три категории. До 32 лет отслуживший в швейцарской армии обязан проходить в своей прежней части ежегодный трехнедельный курс повышения квалификации. Так называемый Landwehr, резервист от 32 до 42 лет, подкрепляет свои солдатские навыки уже всего три раза в течение 10 лет. Каждые из таких сборов длятся по две недели. Ну а «ландштурмисты» (т.е. военнообязанные после 42 лет) довольствуются двухнедельными учениями со стрельбой всего раз в 8 лет. С наступлением 51 года боевое оружие сдается. Взамен же швейцарская армия с ее почти пятимиллиардным бюджетом дарит бывалому солдату помповое ружье.

Так что дома у семимиллионного населения самого мирного на земле государства скопилось к сегодняшнему дню два миллиона пистолетов и полтора миллиона как армейского, так и охотничьего длинноствольного оружия. Зато кадрово-милиционная структура вооруженных сил этой традиционно нейтральной страны позволяет всего за 4 часа увеличить 22-тысячный штатный армейский корпус до 650 тысяч! И лишь двое суток хватает на то, чтобы в горных отменно оборудованных укреплениях Швейцарии засели 1,7 млн. прекрасно обученных бойцов. Потому что швейцарец, носящий армейскую форму, ежечасно учится именно ратному делу. Никаких нарядов на кухню или даже караулов! А на постах по периметру военных объектов в этой стране стоят... вооруженные служащие из частных охранных фирм.

По аналогичному принципу – минимум солдат-срочников, максимум высококвалифицированных офицеров и унтер-офицеров, готовых в любой момент принять под свое командование резервистов, строят свои армии Австрия и ФРГ. У австрийцев будущую военную специальность медики, психологи и офицеры начинают подбирать призывникам заранее. Юношей, достигших 17 лет и не выказавших желание проходить годичную альтернативную службу в приютах или домах для престарелых, тестируют очень тщательно. Если же призывник является студентом университета, он сам называет документально обоснованную дату своего прихода в армию. После окончания восьминедельного «курса молодого бойца» и принятия присяги каждый не проштрафившийся австрийский солдат имеет право все оставшиеся ночи проводить дома. Всего же они проходят срочную службу в течение полугода.

У немцев же навещать родные пенаты можно только по выходным. Но выгод от армейской службы все равно настолько много (бесплатное получение водительских прав, обучение профессии, востребованной «на гражданке», и т.п.), что лишь каждый десятый призывник изъявляет желание уйти на довольно неплохо оплачиваемую «альтернативку». Срочников в бундесвере – примерно 30%. Весь личный состав ВС ФРГ делится на Wehrpflichtig, т.е. призванных на 9 месяцев, добровольцев-контрактников (Zeitsoldat) и профессиональных военных (Berufssoldat).

Рядовой призывник, решивший связать свою дальнейшую жизнь с армией, проходит обучение на курсах унтер-офицеров и фельдфебелей. На четвертом году службы унтер-офицер имеет право поступать в училище для фельдфебелей. Ходатайство о приеме в профессиональные военные удовлетворяется, как правило, после 10 лет службы. К тому времени паренек с неустойчивым характером превращается в мужчину. И начинает относиться к подчиненным куда более ответственно.

"