Posted 18 сентября 2006,, 20:00

Published 18 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

«Какой еще референдум?»

18 сентября 2006, 20:00
В Приднестровье в воскресенье состоялся референдум по вопросу о независимости этого региона и его дальнейшем присоединении к России. К этому голосованию у всех сложное отношение. Москва пока никак не комментирует итоги плебисцита, в ходе которого 97,1% населения сказали «да» вхождению в состав России. А в Кишиневе ни

В ответ на просьбу «НИ» прокомментировать результаты прошедшего на левом берегу Днестра голосования министр реинтеграции Молдовы Василий Шова выразил крайнее удивление: «О каком референдуме вы говорите?.. Я не знаю ни о каком референдуме, мы уже все по этому поводу сказали». Ранее официальный Кишинев заявлял, что ни в коем случае не признает результатов голосования, а само мероприятие считает дестабилизирующим обстановку в регионе. «Мы не признаем результатов референдума. Вчерашний день ничего не изменит. Так называемый референдум – смирновский (Игорь Смирнов – президент ПМР. – «НИ») политический фарс», – заявил в свою очередь министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан.

Диаметрально противоположной позиции придерживается лидер общественно-политического движения «Равноправие» Валерий Клименко. По его словам, это мероприятие прошло без особых нарушений. «Самым вопиющим» было присутствие близ избирательных участков милиционеров, возмущает и тот факт, что бюллетени были составлены лишь на одном языке – русском. «С другой стороны, мы все помним, что здесь недавно произошло два теракта, а касательно русского языка, то он в Приднестровье является языком межнационального общения», – подчеркнул Клименко. Факты же ведения постоянной пропаганды за независимость и присоединение к РФ он объясняет тем, что «у сторонников другой позиции просто аргументы намного слабее».

Однако на левом берегу Днестра можно услышать критические оценки своевременности состоявшегося народного волеизъявления. «Как представляется, референдум связан с так называемой президентской избирательной кампанией, уже стартовавшей в Приднестровье. Благодаря этому мероприятию действующий президент Игорь Смирнов позиционирует себя как политик, продвигающий пророссийкий курс независимого ПМР», – заявил «НИ» редактор местной оппозиционной «Новой газеты» Андрей Сафонов.

Что касается реакции Москвы, то большинство кишиневских политологов считают, что она будет придерживаться нейтралитета. «Россия скорее всего воздержится от однозначных заверений относительно намерения включить Приднестровье в свой состав, продолжая поддерживать сепаратистский режим во всех областях. При этом России нужны исключительно рычаги давления на Республику Молдова. Лишние проблемы ей ни к чему в условиях, когда собственный Северный Кавказ – постоянно тлеющий очаг напряженности», – поделился своими мыслями с «НИ» директор молдавского Института демократии участия Игорь Боцан.

Представитель Европейской комиссии Эмма УДВИН:
– Референдум в Приднестровье не может быть признан на международном уровне, и, соответственно, его результаты не будут иметь никакого веса. Существует признанная международным сообществом страна, которая имеет всеми признанные границы, – это Молдавия. Приднестровье не имеет статуса отдельного государства.

Генеральный секретарь Совета Европы Терри ДЭВИС:
– Плебисцит, который проводят власти в Приднестровье, не является легитимным. Чтобы приднестровский референдум имел законную силу, необходимо, прежде всего, достижение политического соглашения об урегулировании ситуации.

Официальное заявление пресс-службы МИД Румынии:
– Одностороннее решение незаконных властей Приднестровья о проведении референдума не способствует международным усилиям по нахождению долгосрочного разрешения ситуации в этом регионе.

Le Monde (Франция):
– Результаты референдума в Приднестровье, скорее всего, не будут признаны международным сообществом, но они показывают, насколько сильны пророссийские настроения в этом сепаратистском анклаве, находящемся в непосредственной близости от границ ЕС.

"