Posted 19 июня 2016,, 08:12

Published 19 июня 2016,, 08:12

Modified 8 марта, 02:59

Updated 8 марта, 02:59

Шведский выбор

19 июня 2016, 08:12
«Первая реакция пациентов — ужас и отвращение, подумать только, проглотить чьи-то экскременты! Но когда человек осознает, что это единственное спасение, то соглашается на лечение», — рассказывает на страницах газеты Dagens Nyheter Пер Даль, главный врач больницы города Эребру. Это медицинское учреждение стало пионером

Процесс приема чудо-лекарства происходит следующим образом: донор, чаще всего родственник больного, справляет свои естественные потребности прямо у постели страждущего, врач тут же смешивает испражнения донора с водой и с помощью зонда вводит в желудок пациента. «Чем свежее кал, тем больше вероятности, что полезные бактерии выживут и примутся вытеснять резистентные микроорганизмы», - поясняет Пер Даль.

Ученые ведущего медицинского учреждения Швеции, Каролинского института, присуждающего Нобелевские премии по медицине, попытались сделать процедуру более приемлемой с психологической точки зрения. Они выращивали бактерии из кала донора и давали их пациенту. Увы, микроорганизмы, лишенные «родной среды», чаще всего не приживались в организме больного.

В результате пришлось вернуться к прежнему вызывающему отвращение, но эффективному методу. «Каждый год в Швеции около восьми тысяч человек заболевают кишечными инфекциями, вызванными мультирезистентными бактериями. Трое из четырех выздоравливают после приема настойки кала», - говорит Пер Даль.

Мультирезистентные бактерии стали настоящим бичом западных стран, но сильнее всего пострадала Швеция. Причина в том, что эта страна первой в мире в 1960-е годы прошлого века стала массово применять антибиотики. Несколько десятилетий шведское здравоохранение считалось образцовым в мире: население болело мало и быстро выздоравливало. В начале этого столетия произошел откат. Бактерии, уцелевшие в результате многолетней «бомбежки» антибиотиками, выработали к ним иммунитет. Самый распространенный и смертельно-опасный «терминатор» микромира - мультирезистентная кишечная бактерия C.difficile, способная уничтожить все десять килограммов полезных бактерий, живущих в кишечнике каждого человека. Итог — кровавая диарея и мучительная смерть.

Тот факт, что врачи во все больших масштабах вынуждены прописывать пациентам настойку из кала, говорит об отчаянном положении, в котором оказался мир, вступивший в «постантибиотиковую» эпоху.

«Мы за последние десятилетия злоупотребляли антибиотиками в такой степени, что теперь рискуем их потерять. Швеция взяла на себя инициативу ведения международной борьбы с мультирезистентными бактериями, с которыми, как и с изменениями климата, можно справиться, действуя глобально, а не только в национальных границах. С 1940 по 1970 год разрабатывалось много антибиотиков, но за последние 30 лет лишь два новых препарата появились на рынке. Если взглянуть в ближайшее будущее, картина еще печальнее. Возможно, фармацевтическая промышленность не предложит нам ни одного нового антибиотика», – заявили в открытом письме, опубликованном шведскими газетами, два министра, социальных дел и здравоохранения. Они напомнили, что лишь в ЕС ежегодно умирают от мультирезистентных бактерий около 25 тыс. человек, а в странах третьего мира – миллионы и миллионы. Лечение больных, страдающих от бактерий, которых не убивают известные лекарства, а также санитарные меры, направленные против «супербацилл», обходятся ЕС в полтора миллиарда евро ежегодно. В США эта цифра достигает 20 млрд. долларов.

В чем же причина того, что, казалось бы, всесильная фармакологическая индустрия, выпускающая средства для лечения самых разнообразных болезней и недугов, оказалась бессильной перед мутировавшими бактериями, вызывающими такие распространенные заболевания, как воспаление легких или цистит?

Частичное объяснение парадокса дал профессор инфекционных заболеваний Упсальского университета Отто Карс, возглавляющий ReAct, международное объединение по борьбе с резистентными бактериями: «Промышленность делает ставку на прибыльные «долгоиграющие» лекарства, направленные на борьбу с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, диабетом и депрессиями. Зачем тратиться на исследования в области антибиотиков, срок применения которых ограничен неделей? К тому же их общее использование будет резко падать из-за политики ЕС, направленной на борьбу с мультирезистентными бактериями. Это тем более печально, что существующая линия защиты окончательно прорвана. Антибиотики с веществом карбапенемер были последним рубежом сопротивления на пути кишечных «супербактерий», но в 2008 году в одной из кипрских больниц родились настоящие «терминаторы», которым не страшны даже эти лекарства. Бактерии выработали энзим, разрушающий карбапенемер».

Приостановить победное шествие «супербактерий» можно лишь двумя способами. Это резкое ограничение применения антибиотиков, что помешает процессу мутирования «терминаторов микромира» (резистентные бактерии, к счастью, в большинстве своем безобидные, появляются в организме любого человека после обычного недельного курса пенициллина и живут там в течение трех лет), а также усиление мер санитарии, прежде всего в больницах, являющихся своеобразными питомниками по разведению невидимых врагов человека, проходящих под аббревиатурами MRSA, ESBL и др. Пример в этих сферах показывает Швеция, лидирующая в ЕС по минимальному применению антибиотиков. Опрос, проведенный в Евросоюзе несколько лет назад, показал, что около 22% шведов хотя бы раз в год прибегали к помощи антибиотиков. В Италии соответствующая цифра, к примеру, составляет 73%.

Швеция взялась за «супербактерии» в начале 2000-х, когда органы здравоохранения начали проводить кампании среди врачей, призывая их прописывать пенициллин и подобные лекарства только в крайнем случае. «Пусть пациент потерпит несколько дней с температурой, будь то воспаление легких или уха. Избегайте лечить антибиотиками даже маленьких детей, даже если они жалуются на боль», – так выглядят жестокие, но необходимые «внутренние» рекомендации лечащим врачам, которые распространяют губернские власти.

Профессор Отто Карс считает, что Швеция в этом плане сделала все, что смогла, и дальнейшие меры по «изгнанию» бывшей панацеи из жизни населения бесполезны: «Более трети пациентов шведских клиник, страдающих от заболеваний, вызванных мультирезистентными бактериями, привезли их из-за рубежа. Я уже не говорю о третьем мире, но даже в ЕС отношение к антибиотикам на редкость легкомысленное. В южной Европе население глотает пенициллин от чего угодно, будь то боль в животе или мигрень. В среднем по Евросоюзу треть людей, принимавших антибиотики, лечили ими грипп и другие вирусные заболевания. Они не знали, что это лекарство действует только против бактерий. Мы давно добиваемся, чтобы антибиотики отпускались исключительно по рецепту, однако в Греции, Испании и Бельгии они находятся в свободной продаже. Как при такой ситуации можно полностью оградить нашу страну?»

Ответ на риторический вопрос профессора сегодня дан. Шведским больным приходится защищаться от непобедимых бактерий, скорбно глотая прописанные им каловые микстуры.

"