Posted 18 июня 2008,, 20:00

Published 18 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:03

Updated 8 марта, 08:03

Осада Брюсселя

Осада Брюсселя

18 июня 2008, 20:00
Вчера Брюссель почти целый день был на осадном положении. Бельгийские фермеры сели на тракторы и отправились в столицу протестовать против высоких цен на топливо и низких закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. К фермерам присоединились водители грузовиков и таксисты.

С утра на столицу с севера и юго-востока двинулись две колонны «наступавших». После полудня они оккупировали центр: сотни фур и такси, бесчисленная колесная и гусеничная сельхозтехника. Это была одна из самых грандиозных за последние десять лет в Бельгии демонстрация с социально-экономическими требованиями.

Опасаясь массовых беспорядков, полиция подготовилась к худшему и со всеми необходимыми для подавления беспорядков техническими средствами заняла позиции в центре. Черные автобусы и машины с водометами выстроились у разборных заграждений с колючей проволокой вокруг двух заранее обозначенных зон. Одна охватила Брюссельский парк вместе с королевским дворцом, парламентом, офисом премьер-министра, вторая – площадь Шумана, где расположились Еврокомиссия и Совет ЕС. Силы правопорядка предупредили, что будут жестко действовать на этих двух пятачках, оставив остальной город на милость «оккупантам».

Сообщения радио, телевидения и специально организованной службы СМС для водителей звучали как фронтовые сводки. «На площади 50-летия Бельгии уже почти полтысячи тракторов, многие с прицепами», «Колонны фур, по 30 машин каждая, идут по авеню Луизы со стороны Ватерлоо», «Перекресток Ватерлоо-Черчилль у Камбрского леса полностью заблокирован», «Бульварное кольцо стоит». Передвигаться по Брюсселю было непросто.

Водители и фермеры протестовали против стремительного роста цен на нефтепродукты и падения покупательной способности населения, причина которого опять же в подорожании нефтепродуктов. Цены на продукты, произведенные бельгийскими фермерами, на рыбу, выловленную рыбаками, повышать бессмысленно: их просто меньше покупают. По итогам мая Бельгия вырвалась среди стран зоны евро на одно из первых мест по темпам инфляции: около пяти процентов в год. Больше только в Словении. Впрочем, в остальных странах ЕС не намного лучше. Энергетическая проблема стала социальной, политической.

«Мы уже работаем себе в убыток, – сказал «НИ» Рене Жоэль, молодой фермер из-под Намюра, который подъезжал в тракторной колонне к площади Монтгомери. – Сегодня мы договорились не допускать резких движений, но если нас не услышат, терпению есть предел».

«На солярку приходится 30% расходов транспортного предприятия, и 40% – на зарплату, – напомнил генсек объединения автоперевозчиков UPTR Михаэль Рель. – С начала года мы должны бы были повысить цены на услуги нашим клиентам на 8%, но это нереально».

Вокруг парламента, в одной из тех самых двух особо охраняемых зон, прошла демонстрация мохноногих фризских тяжеловозов, иронично напоминая скучавшим полицейским о донефтяной эпохе. Делегацию автоперевозчиков принял вице-премьер Бельгии Дидье Рейндерс. Перед фермерами на площади Моннэ выступили глава правительства Ив Летерм и министр сельского хозяйства Сабин Ларюэль. Демонстранты накрыли для них обеденные столы на открытом воздухе, и премьер взял слово в промежутке между шашлыком и стаканом молока. Обещал помочь, но предупредил, что в экономике чудес не бывает. НДС на солярку одна Бельгия не снизит. Потом представители фермеров провели переговоры с европейским комиссаром по сельскому хозяйству Марианн Фишер Боэль.

Главные требования сводятся к тому, чтобы ЕС, отступив от роли жесткого гаранта рыночных правил и свободы конкуренции, позволил государствам помочь фермерам, транспортникам и рыбакам деньгами из государственных бюджетов.

В тот же день бурные дебаты проходили на сессии Европарламента в Страсбурге. «Нефтяные бунты» тесно связаны с политическим кризисом, который ударил по ЕС. 12 июня большинство ирландцев на референдуме провалили Лиссабонский конституционный договор. Понятно, что это было протестным голосованием против проблем, вызванных подорожанием нефти и потребительской корзины. Ведь не заумные же юридические формулы взволновали ирландского обывателя.

Сегодня же в Брюсселе открывается очередной саммит ЕС. Ирландский референдум, экономические проблемы и социальные волнения в странах союза в корне изменили его первоначальную повестку дня. Саммит должен дать ответы на вопросы, которые заботят граждан союза, обещал евродепутатам председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. «Мы должны показать, что ирландское «нет» – это не конец единой Европе, – сказал он. – Мы должны посвятить брюссельский саммит проблемам роста цен на продукты питания и горючее, которые бьют по семейным бюджетам, как и по экономической активности».

Президент Франции Николя Саркози, чья страна с 1 июля встает на полугодовую вахту председателя ЕС, настаивает на идее ограничить НДС на энергоносители, но правительства других стран относятся к ней прохладно. Есть также предложение обложить налогом прибыли нефтяных компаний и транзакции на нефтяном рынке. Баррозу объявил, что Еврокомиссия предлагает «пакет чрезвычайных мер, чтобы помочь гражданам преодолеть экономические трудности». В частности, разрешить краткосрочную и ограниченную государственную помощь бизнесу.

"