Posted 18 апреля 2010,, 20:00

Published 18 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:04

Updated 8 марта, 07:04

Глава комиссии по расследованию обстоятельств смерти первого президента Грузии Константин Гамсахурдия

Глава комиссии по расследованию обстоятельств смерти первого президента Грузии Константин Гамсахурдия

18 апреля 2010, 20:00
Тайна гибели первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, правившего в 1990 –1992 годах, продолжает будоражить грузинское общество. Ведь обстоятельства его смерти до сих пор остаются невыясненными. По одной версии 31 декабря 1993 года он покончил с собой, по другой – был убит. Пролить свет на эти события должна времен

– Господин Гамсахурдиа, в пользу какой из версий гибели вашего отца свидетельствуют изученные вами материалы и сведения, полученные от бывших высокопоставленных чиновников?

– Версия о самоубийстве рассыпается. Об этом свидетельствуют материалы, о которых мы уже отчитались перед парламентом в промежуточном докладе. Комиссия, в частности, изучила дело, которое хранится в главной прокуратуре страны. Оно велось с февраля 1994 года и было закрыто в 2003-м. Следствие тогда пришло к выводу о самоубийстве президента, потому что таким был политический заказ. Следствие велось формально. В этом деле еще много противоречий и несуразностей. Даже в показаниях трех людей из окружения Звиада Гамсахурдиа, которые были с ним в декабре 1993 года в селе Хибула (Западная Грузия), есть противоречия. Это бывший премьер-министр Бессарион Гугушвили (в 1994 году эмигрировал в Финляндию), начальник охраны президента Робинзон Маргвелани и член охраны Бачуки Гванцеладзе. Они свидетельствуют в пользу версии о самоубийстве президента. Они были последними, кто видел Звиада Гамсахурдиа живым, но никто из них не был свидетелем непосредственно момента его смерти, того, как он якобы взял пистолет и застрелился. Они рассказывают, что услышали глухой шум, а когда проснулись и зашли в соседнюю комнату, то увидели Звиада Гамсахурдиа мертвым в кровати. Он держал в правой руке пистолет марки Стечкин (в длину 24 сантиметра, весит полтора килограмма), и кровь текла из его правого виска. Однако экспертиза останков президента, позднее проведенная в Ростове-на-Дону, установила, что пуля вошла в верхнюю часть правого виска и вышла ниже левого уха. Подобная траектория практически невозможна, если человек действительно стрелялся сам. Недавно я и несколько членов комиссии встречались в Москве с бывшими чиновниками времен Шеварднадзе – экс-министрами обороны и госбезопасности Тенгизом Китовани и Игорем Гиоргадзе. После их показаний стало очевидно, что смерть Гамсахурдиа устраивала именно Шеварднадзе. Например, Китовани рассказал, что еще в 1991 году, когда он вместе со своими гвардейцами готовился к штурму Дома правительства, к нему из Москвы приехал особо приближенный к Шеварднадзе человек, бывший начальник тбилисского метрополитена Нодар Беридзе, который передал ему предложение за любые деньги нанять киллера, который возьмется за физическое устранение Гамсахурдиа. Но Китовани отказался.

– Мне доводилось читать о «следе» тогдашних российских спецслужб в этом деле. Вы эту версию рассматриваете?

– В те времена грузинские и российские спецслужбы очень близко сотрудничали. Поэтому такой след, несомненно, есть. Нельзя также забывать о том обстоятельстве, что преследование Гамсахурдиа началось после того, как Россия поддержала Шеварднадзе (после завершения боевых действий 1992–1993 годов в Абхазии. – «НИ») с помогавшими ему вооруженными формированиями «Мхедриони» и Национальной гвардии.

– Экспертиза в Ростове-на-Дону была проведена в процессе перезахоронения Звиада Гамсахурдиа в 2007 году. Почему семья отказалась от повторной экспертизы в Грузии?

– Потому что не было доверия к властям. Позиции Шеварднадзе в стране все еще сильны.

– Известно, что экс-президент Шеварднадзе отказался от сотрудничества с вашей комиссией, он считает, что уже достаточно комментировал эту тему...

– Бывший премьер-министр его правительства Тенгиз Сигуа на слушаниях нашей комиссии показал, что на предложение Игоря Гиоргадзе задержать Гамсахурдиа, о местонахождении которого имелась точная информация, Шеварднадзе якобы ответил: «Мне не нужен живой Звиад Гамсахурдиа». Сигуа также утверждает, что Ельцин по телефону предложил тогда Шеварднадзе поделить Грузию на две части – западную под властью Гамсахурдиа и восточную под властью Шеварднадзе. Если такой звонок действительно был, то он мог подтолкнуть Шеварднадзе к решению окончательно избавиться от Гамсахурдиа. Потому что Гамсахурдия обладал потенциалом объединения обеих частей Грузии в ближайшем же будущем, что предвещало бы политический крах Шеварднадзе. Арест Гамсахурдиа и суд над ним был неудачным сценарием для легитимизации Шеварднадзе. По той же причине не подошел и второй вариант – прямого устранения легитимного президента. Поэтому нашли третий вариант – инсценировку самоубийства. Мы послали Шеварднадзе официальное приглашение. Однако он ответил отказом. Дело в том, что у нашей комиссии нет статуса следственной, мы не вправе обязать кого-либо к сотрудничеству с нами. Поэтому некоторые бывшие чиновники и отказываются давать показания. Что, безусловно, затрудняет работу.

– Вы просили парламент об изменении статуса, но получили отказ. Почему, как вы думаете?

– Руководство парламента и парламентское большинство не поддержали нас. Но они обещали, что дадут нам этот статус позже.

– Это официальное обещание?

– Это было сказано неофициально, посмотрим, как они сдержат свое слово. Я думаю, что они не решаются на это потому, что в период «революции роз» дали Эдуарду Шеварднадзе обещание, что не тронут его, и тот спокойно ушел в отставку. Более того, с работой нашей комиссии я связываю арест моего брата Цотнэ Гамсахурдиа (осужден по обвинениям в попытке убийства, за незаконное хранение огнестрельного оружия, участие в антиправительственном заговоре и шпионаж в пользу России. – «НИ»). Суд приговорил его к 9 с половиной годам заключения, и это также является средством давления на комиссию.

"