Posted 18 февраля 2008,, 21:00

Published 18 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:02

Updated 8 марта, 08:02

Зависимая независимость

Зависимая независимость

18 февраля 2008, 21:00
Вчера мир находился под впечатлением от провозглашения независимости Косово. Пока обстановка в крае остается относительно спокойной, однако первые локальные столкновения уже имели место. На севере края, например, взорвалась бомба в одном из офисов миссии ООН. Но, самое главное, вчера стала известна первая страна, призн

Жители Приштины встретили радостное для них известие из Вашингтона с нескрываемым восторгом. В Белграде же царили совершенно противоположные настроения. Полицейские были вынуждены применить слезоточивый газ и резиновые пули, чтобы рассеять толпы агрессивной молодежи. Демонстрантам удалось практически заблокировать посольство Словении, председательствующей с 1 января в Евросоюзе, и разбить в здании стекла. Похожая участь ожидала и американское посольство, а вот от самой «заветной мечты» – дипмиссии Албании, спецназ их все-таки отогнал.

Президент первой страны, признавшей Косово как государство, Джордж Буш, находясь в Африке, заявил о том, что «в интересах Сербии оставаться союзником Европы, и сербский народ знает, что в лице Америки он находит друга». То есть попытался заверить, что не допустит насилия в регионе. Однако первые признаки того, что безболезненно перейти к независимости не удастся, обнаружились в тот же день. В одном из городов на севере края, компактно заселенном сербами, при взрыве небольшого самодельного устройства пострадало здание служб ООН, в котором размещаются суд и тюрьма; неразорвавшаяся граната была также найдена у дома, где проживают сотрудники миссии ЕС.

События вокруг Косово уже вызвали реакцию практически во всем мире. По крайней мере там, где существуют проблемы непризнанных анклавов. Например, в соседней Боснии и Герцеговине (БиГ), состоящей из разных этно-территориальных образований, население которых еще недавно воевало между собой. В понедельник власти одной из них, Республики Сербской (РС), выступили с консолидированной позицией по проблеме нового косовского края. Стоит напомнить, что руководство РС не раз заявляло о готовности рассмотреть возможность выхода из состава БиГ в случае, если международное сообщество позволит косовским албанцам провозгласить независимость от Сербии. «Очевидно, что теперь желание боснийских сербов отделиться от БиГ остановить уже не удастся. Заявление западных дипломатов об уникальности «косовского случая» могут затормозить этот процесс, но не думаю, что их заклинаний хватит надолго. О стабильной БиГ теперь можно попросту забыть – сербы не успокоятся, пока не отделятся», – заверил «НИ» политолог из Баня Луки Гостимир Попович. Сходство РС и Косово дополняет еще и тот факт, что почти 90% населения этой автономии составляют сербы, и результаты референдума о выходе из состава БиГ тут выглядят вполне предсказуемыми.

Абхазия и Южная Осетия также с нетерпением ждали этого момента. Лидеры двух непризнанных республик уже заявили о том, что в самое ближайшее время обратятся к России, другим странам СНГ и ООН с просьбой признать их независимость. «Ситуация с Косово является прецедентом, и нельзя говорить об уникальности косовского примера. В ближайшее время Абхазия обратится к Федеральному Собранию РФ, СБ ООН с просьбой признать ее независимость», – заявил в воскресенье агентству «Интерфакс» президент Абхазии Сергей Багапш. Его коллега из Южной Осетии Эдуард Кокойты также заявил, что «у Южной Осетии и Абхазии больше политико-правовых оснований для признания их независимости, чем у Косово». То, что в воскресенье сделали косовары, «произошло в Абхазии и Южной Осетии еще 17 лет назад», – подчеркнул г-н Кокойты.

Серьезные опасения в связи с событиями в Косово выражает сейчас и Молдавия. Правительство республики выпустило заявление, в котором говорится, что «при всей уникальности косовской проблемы подобная форма ее «разрешения» является не только произвольным нарушением территориальной целостности Республики Сербии, но и серьезным фактором дестабилизации в Европе, опасным стимулом для активизации сепаратистских настроений во всех конфликтных зонах». Кишиневу есть чего бояться. Приднестровская Молдавская Республика является государством, неподконтрольным Молдавии, и разговоры о необходимости наконец определиться со своим будущим идут в ПМР уже давно. А тут такой подарок. В самом Тирасполе от каких- либо комментариев пока отказываются. И на фоне того, что все последнее время российский МИД говорил о праве на самоопределение только в абхазском и южноосетинском ключе, наблюдатели начали поговаривать, что Москва попросту бросила Тирасполь на произвол судьбы. Впрочем, источник «НИ» в Верховном совете Приднестровья предложил другую версию развития событий: «Россия надеется, что сможет договориться с Кишиневом и подтолкнет Тирасполь к разблокированию переговоров с ним». Собеседник нашей газеты сообщил, что «если Москва признает независимость Приднестровья вслед за Косово, правобережная часть Молдавии может очень быстро уйти в Румынию. А этого Россия не может допустить, и именно поэтому демонстративно держит ПМР на расстоянии».

Кстати, в самой Румынии дела обстоят тоже не особо хорошо. Около 100 этнических венгров, проживающих в румынском городе Клуж-Напока, провели накануне вечером митинг солидарности с косовскими албанцами. Манифестанты собрались в центре исторической столицы Трансильвании, а затем перешли к расположенному рядом консульству Венгрии. Участники митинга выкрикивали лозунги на румынском и венгерском языках: «Автономию Трансильвании!» и «Браво, Косово!». Недаром Бухарест высказывал опасения относительно последствий получения косоварами независимости.

«Пошла вода по трубам», – вздыхал источник «НИ» в румынском парламенте. «Европа еще настрадается, сейчас о своей идентичности и возможной независимости не заявит только ленивый, а это уже бред». Как бы там ни было, но определенная правда в его словах точно есть. Например, вчера прошли многотысячные акции протеста в сербских анклавах Косово. Они, по сути, требовали того же, чего только что добились албанцы – права отсоединиться. А 120 тысяч человек (количество косовских сербов) не столь мало, чтобы не считаться с их мнением.

ЕС направляет в Косово полицейских и юристов

От состоявшегося вчера в Брюсселе заседания Совета министров иностранных дел Евросоюза не стоило ожидать каких-либо «прорывных», «новаторских» решений по косовской проблеме. Достаточно напомнить о последовательности событий. Это не Совет ЕС собрался для обсуждения чрезвычайного происшествия – одностороннего провозглашения независимости Косово, а косовское руководство приурочило принятие декларации о независимости к очередному заседанию Совета ЕС. И это Совет ЕС, точно зная, что Приштина заявит о независимости в воскресенье, уже в субботу формально утвердил давно заготовленное решение об отправке европейской гражданской миссии. Отряд из двух тысяч полицейских и юристов в течение четырех месяцев будет развернут в Косово для поддержания там порядка и власти закона, для создания правоохранительных, судебных и таможенных институтов европейского типа. Днем позднее уже было бы трудно проштамповать это решение, потому что тогда странам, которые не намерены признавать независимость Косово, было бы просто дипломатически неприлично под ним подписываться.
Европейский союз остался расколотым по вопросу о признании независимости Косово. Но единодушия в этом и не требовалось. Признание независимости де-юре находится в компетенции отдельных стран. И каждая будет действовать по-своему. «Я думаю, что многие страны-члены признают Косово», – сказал министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель, первым вступивший на голубую ковровую дорожку перед входом в VIP-подъезд дворца «Юстус Липсиус», в котором проходило заседание Совета ЕС. Он приехал раньше как действующий председатель этого органа Евросоюза. Когда подписывался номер, дипломаты и эксперты в кулуарах Совета ЕС ожидали, что четверка крупнейших европейских стран – Германия, Франция, Великобритания, Италия – заявят о признании независимости Косово уже в понедельник вечером. Глава внешнеполитического ведомства Франции Бернар Кушнер выходил из машины, не отрывая от уха трубку мобильника. Судя по разговору, его собеседником мог быть президент Саркози. Затем Кушнер заявил, что все происходящее вокруг Косово – «большой успех для Европы, большой успех для косоваров и ни в коем случае не поражение для сербов... Невозможно было наблюдать, как идут бои, льется кровь, и не иметь возможности ничего сделать». Вслед за ним глава МИД Испании Мигель Анхель Моратинос произнес скороговоркой уже заученную речь: «Правительство Испании не признает провозглашенного косовской ассамблеей одностороннего акта. Мы не признаем его, потому что считаем, что он не соответствует международному праву».

Александр МИНЕЕВ, Брюссель

"