Posted 17 декабря 2015,, 21:00

Published 17 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:04

Updated 8 марта, 03:04

Салам, Израиль!

Салам, Израиль!

17 декабря 2015, 21:00
Не так давно группа журналистов из Москвы, Татарстана, Чеченской Республики и Крыма побывала на Земле обетованной по приглашению депутатов кнессета и Российского еврейского конгресса (РЕК). Ведущие обозреватели и медиаменеджеры, исповедующие ислам, посетили святыни трех мировых религий, пообщались со многими политиками

Знакомство с Израилем началось со встречи с миловидным депутатом кнессета– Ксенией Светловой, которая появилась за рулем собственного авто. Без вельможной свиты и телохранителей – только вдвоем с помощницей.

«А где бронированный лимузин, джип с охраной или полицейское сопровождение?»– интересуемся исключительно из соображений безопасности, без всякого намека на иных народных избранников. Все-таки здесь не редкость противостояния, атаки террористов и разные интифады.

Впрочем, удивило не только отсутствие привычного пафоса, но и необычные взгляды депутата Светловой по многим вопросам внутренней политики, жизнеустройства граждан. Ксения отстаивает в парламенте левоцентристские позиции, за что некоторые коллеги не очень-то ее жалуют.

«Всего две недели назад мы обсуждали с Юрием Каннером идею приглашения журналистов-мусульман, – рассказывает Светлова. – А сегодня вы уже гуляете по Иерусалиму, своими глазами наблюдая происходящее. Ситуация в Израиле преподносится порой однобоко и нуждается в объективном взгляде со стороны. Журналистов с «мусульманским бэкграундом» трудно обвинить в ангажированности. С вашей помощью мы хотим рассказать о том, что Израиль – это не только евреи. Среди наших граждан много арабов, русских и даже этнических кавказцев».

Место для дискуссий и экскурсий

У самого входа на территорию израильского парламента довольно внушительные толпы людей. В основном это учащиеся школ и студенты, приехавшие на экскурсии. Много туристских групп. Оказывается, в здание кнессета может зайти любой. И для этого не обязательно дозваниваться до какого-нибудь клерка, клянчить пропуск в святая святых. Достаточно предъявить паспорт и пройти спецконтроль, который занимает несколько минут.

Уже внутри парламента замечаем малышей, передвигающихся гуськом и держась за руки, тут же группа студентов оживленно о чем-то беседует. Гид объясняет, что сегодня обычный день и в стенах законодательного органа не прекращается поток экскурсионных групп и отдельных граждан, приехавших послушать горячие споры депутатов. В прошлом году, к примеру, здесь побывало 180 тысяч ознакомительных экскурсий! То есть кнессет – не только место для дискуссий, но и площадка для демонстрации своей работы для любопытствующих граждан.

Конечно, говорят здесь, редко бывает единодушие по многим спорным вопросам, в отличие от нашей Думы. Есть независимые мнения и возможность высказывать их, не боясь отлучения от фракции. Часто спорят и даже ругаются, но не предают анафеме не согласных с генеральной линией ведущей партии.

На Святой земле проживает, по некоторым данным, один миллион семьсот тысяч граждан Израиля арабского происхождения. В кнессете у них 13 депутатов. Один из них?– Абдалла Абу Маруф, который представляет движение с говорящим названием «За мир и равенство».

На встрече с российскими журналистами Абдалла высказался в том смысле, что на самом деле не хватает равенства в решении многих вопросов по отношению к арабам и евреям, в распределении образовательных бюджетов и т.д. Правда, уточнил наш собеседник, он не хочет использовать такие выражения, как «дискриминация» или «расизм». Просто есть различия в подходах.

Ксения Светлова добавила к его словам, что правящая партия из года в год пользуется голосами простых граждан, но мало что делает для изменения их жизни, показателей по бюджету, параметров образовательных учреждений. Причем, по ее словам, не только в арабском, но и в еврейском секторе на периферии годами копятся проблемы, требующие рассмотрения.

Позже к встрече с журналистами присоединился председатель парламента Юлий Эдельштейн.

«Я не думаю, что можно всерьез говорить о том, что через полгода, год или два года исчезнут все противоречия или будут подписаны мирные соглашения, – заметил спикер. – Процессы здесь сложные, емкие, региональные. Но мы и не должны немедленно решать, какой статус обретет Иерусалим, где будут поселения или пройдет постоянная граница. Но что нам мешает сотрудничать по многим позитивным темам, по вопросу окружающей среды, водных ресурсов? Если будем обсуждать, продвигать их, то начнется строительство какой-то платформы для взаимного доверия. Чтобы потом уже президенты и премьеры могли обсуждать более сложные вопросы».

«Платон» придумали в Палестине

В субботний день (шабат), который считается у иудеев благословенным, никто не работает, в том числе госучреждения, магазины и даже кафешки на узких улочках Иерусалима. И некоторые скучающие жители и туристы устремляются в поселок Абу-Гош в нескольких километрах от древнего города, где нет традиционного для евреев «дня покоя», очистительных запретов или ограничений.

Местный общепит гостеприимно распахивает двери перед гостями, которые сакральному отдыху предпочитают в выходной посидеть с семьей или друзьями в каком-нибудь ресторане или кофейне, не опасаясь нападений. Жители Абу-Гоша веками сохраняют в равной мере лояльное отношение к евреям и арабам. Местная молодежь служит в невоенизированных частях израильской армии. А во время войны в 1967 года обеспечивали проезд транспортных колонн с продуктами для жителей Иерусалима.

Дело в том, что жители Абу-Гоша – этнические кавказцы, исповедующие ислам. Их предки появились здесь около 500 лет назад вместе с войсками оттоманского правителя Селима I. Особо отличившимся в походах султан даровал на «дембель» синекуру – охрану дороги, ведущей в Иерусалим. Поскольку паломников в святые места было немало, как и купцов с предметами роскоши и восточными пряностями, ветераны боев без дела не сидели. Установили контроль за участком и небольшой «налог Ротенберга» для пеших пилигримов, путешествовавших верхом на конях, на двугорбых верблюдах и на их одногорбых родственниках-дромадерах.

Чуть больше брали, конечно, с торговцев и караван-башей. Мзда, вероятно, требовалась «для поддержания в надлежащем состоянии покрытия дороги», поскольку груженные товаром верблюды портили копытами ее поверхность. Получается, первыми коммерческие участки пути появились в Османской империи (опять эти турки!), став, по сути, предтечей системы «Платон», от которой в наши дни, как черт от ладана, отбиваются сердитые дальнобойщики.

Еврейские чеченцы или чеченские евреи?

У самой окраины Абу-Гоша заметны две декоративные башенки, символизирующие въезд на территорию поселка. По форме они напоминают древние сторожевые башни, которых немало в горах Кавказа. Старожилы утверждают, что их предки – чеченцы. Так это или нет – сегодня трудно судить, но некие общие признаки действительно бросаются в глаза.

Как только пересекаем условные ворота, наш микроавтобус начал подпрыгивать, как на ухабах. Чуть ли не на каждом шагу на асфальте «лежачие полицейские». Судя по всему – против любителей погонять с ветерком.

Эти мысли прервал рев квадроцикла, вылетевшего из-за поворота на полной скорости. Молодой человек управляет техсредством, стоя в полный рост, словно на конных скачках. Не сбавляя оборотов, мотоджигит понесся дальше – вверх по узкой улице.

«Вот против таких гарцующих наездников и установлены препятствия», – объяснил глава регионального совета Иса Джабер.

Эпизод с квадроциклом напомнил о том, что власти Чечни тоже ведут беспощадную войну с лихачами с помощью аналогичных лежачих устройств. Получается, абу-гошевцы инстинктивно копируют далеких земляков, демонстрируя страсть к удальству и скорости. Как будто не было полутысячи лет пребывания на чужбине, в иной культуре, в иной социальной среде и климатических условиях.

По словам мэра, за прошедшие столетия у них все-таки были «потери». К примеру, местные жители утратили родной язык и общаются между собой на арабском или иврите. Но при этом сумели сохранить дух предков, благородство и семейные традиции. Детей воспитывают в почтительном отношении к старшим, друг к другу и окружающим. Возможно, поэтому здесь никогда не бывает конфликтов и противостояний на межэтнической почве. Иса Джабер считает, что опыт сосуществования представителей разных этносов в маленьком поселке вполне бы мог стать моделью для установления межизраильского мира.

В Абу-Гоше гордятся живописной мечетью, построенной главой Чечни Рамзаном Кадыровым, которая сразу же стала местной достопримечательностью (на фото). На экскурсию приезжают даже иностранные туристы из Иерусалима. Молельный зал первого этажа вмещает до 1,5 тысяч человек. Кстати, это единственная мечеть в Израиле, которая имеет четыре минарета.

На вечернюю молитву собираются сотни жителей. Израильские чеченцы резко выделяются от остальных по манерам и внешности (у них светлые лица и голубые глаза). В отличие от шумных и пылких арабов, ведут себя довольно сдержанно, но приветливо. Услышав о делегации российских журналистов, каждый подходит и лично здоровается за руку. А когда узнают, что среди гостей несколько чеченцев, вообще расплываются в радостной улыбке. Если не знать, что это Израиль, то вполне можно представить себя где-нибудь в Шали или даже Ачхой-Мартане. Единственное отличие – мы не понимаем языка, но хорошо чувствуем друг друга.

Мы с тобой – родня давно

В небольшом поселении Баркан участников пресс-тура принял председатель регионального совета Самарии Йоси Даган – довольно известный в Израиле политик, один из видных функционеров партии «Ликуд».

«Мы находимся в том самом месте, где возник еврейских народ, и тому есть множество исторических свидетельств, – говорит господин Даган. – Поэтому нельзя говорить о захвате территорий или агрессии. Тем более что у нас в промышленной зоне бок о бок с евреями работают арабы, русские, украинцы. На одних и тех же предприятиях. О таких взаимоотношениях в Европе могут только мечтать. Мы здесь все как братья!»

Рабочие, по его словам, вполне довольны отношением руководства, оценкой своего труда, получая ежемесячно до 1,5 тысяч долларов. Ведь неквалифицированный рабочий имеет в среднем всего 400 долларов в месяц.

Мы пообщались с жителями соседних арабских поселков, работающих на еврейских предприятиях целыми семьями. Некоторые трудятся уже во втором поколении. К примеру, мастер Абдулла на заводе уже 17 лет. По его словам, люди здесь чувствуют себя единой семьей. Он подозвал молодого человека, которого сам привел в коллектив. Представил его как своего будущего зятя. А через год сюда устраивается на работу старший сын.

Конечно, нельзя сказать, что все вокруг спокойно и радужно. Но когда-нибудь это благословенное время должно наступить. Другого пути ведь нет. Пусть будут не совсем как братья, по выражению Дагана, но хотя бы как близкие или даже дальние родственники. На самом деле евреи и арабы и являются ими. Только одни говорят «Шалом», а другие – «Салам». И то и другое приветствие означает пожелание мира. Вот только жаль, что пока этот мир в регионе – только на словах...

"