Posted 17 октября 2013,, 20:00

Published 17 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Вежливый отказ

Вежливый отказ

17 октября 2013, 20:00
В ближайшее время в поездах метрополитенов некоторых стран СНГ появятся вагоны, модернизированные японцами. В частности, как уверяет мэрия украинской столицы, японские поезда скоро будут курсировать в Киеве. Вполне возможно, что вместе с вагонами в соседние с Россией страны «импортируют» и все то положительное, чем сла
Сюжет
Метро

Само существование метро в Токио кажется каким-то неизъяснимым парадоксом. В Японии чуть ли не у каждой семьи есть автомашина, а то и не одна. Пробок на улицах Токио тоже особенно не наблюдается: они, если и есть, то никак не могут служить основанием для отказа от автомобиля. Японский мегаполис также вполне приспособлен и для передвижения на велосипеде. Однако при этом каждый уважающий себя токиец предпочитает добираться на работу именно на метро. Этот вид транспорта здесь не только удобен, но и дешев.

К примеру, из окраинного района до центра, если не покупать проездной, можно доехать йен за пятьсот (это примерно пять долларов). По местным меркам – пустяки. Для выпившего японца (а закладывать за воротник здесь любят) так и вовсе огромная экономия. Штрафы за вождение машины, пусть даже в слегка нетрезвом виде, здесь огромные. При этом на токийском метро можно попасть практически в любую из сопредельных префектур. Подземные линии метрополитена переходят в наземные, превращая поезда метро в аналог российских электричек, правда, очень быстрые и менее шумные, чем железнодорожный транспорт северного соседа.

Для иностранца, особенно жителя нашей страны, поездка в токийском метро является еще и неплохой возможностью ознакомиться с некоторыми особенностями японского менталитета. Это знакомство начнется уже с покупки билета. Надпись «Сдача не выдается», сомнительно украшающая многие московские уличные автоматы, в Токио непредставима. Особенно чужда она для метро. Здесь не только дают сдачу – о забытых деньгах автомат напомнит звуковым сигналом. Купленный билет полагается сохранять до конца поездки. Впрочем, вовсе не факт, что вас оштрафуют, если свой билет вы ненароком потеряли. Нет, если вы забывчивый японец, то раскошелиться придется обязательно. Но к забывчивым иностранцам работники метро проявляют удивительную терпимость. Чаще всего наказание ограничится фразой: «В следующий раз будьте повнимательнее».

В России почему-то прижился расхожий стереотип о токийском метро, будто здесь столпотворение и давка – дело обычное. В Интернете я даже как-то прочитал, что существует специальная должность «заталкивателя» в переполненные вагоны. Не знаю, откуда этот стереотип взялся, но с «заталкивателями» за 14 лет жизни в Японии мне ни разу не приходилось сталкиваться. Переполненные вагоны в Токийском метро – вообще дело не частое. Ведь поездов здесь много, и ходят они с минимальным интервалом.

Дело в том, что местным властям в Токио принадлежат только станции метрополитена. А сами поезда – собственность частных компаний, которые нещадно конкурируют друг с другом за качество обслуживания. Поэтому аварии здесь редкость. Если же метро ненароком заливает в сезон тайфунов, предприниматели делают все возможное, чтобы ликвидировать поломку в максимально короткие сроки. Пускаются они иногда на особого рода маркетинговые ходы. Например, утром и вечером здесь, бывает, пускают специальные вагоны для женщин и мам с детьми.

В обычных и дамских вагонах можно встретить табличку: места для беременных и пожилых. Правда, это вовсе не означает, что только они там и сидят. Кстати, в Японии не принято уступать место в метро. Нет, конечно, если попросишь, объяснив, что, по тем или иным причинам тебе трудно стоять, место обязательно уступят. Но вообще вскакивать при виде входящего старика здесь не принято. Вдруг дедушка обидится, что его приняли за немощного, который уж и на ногах сам не может стоять?

Не принято в Японии и разрисовывать поезда граффити сомнительной художественной ценности. Рекламы в поездах полно, а граффити почти не встретишь. Подобная бережливость к чужому имуществу особенно впечатлит, если учесть, что полиции в метро, считай, нет. За порядком здесь следят сотрудники частных фирм. Их работа, как и вообще труд любых работников токийского метро, достаточно престижна и высокооплачиваема. Действуют они всегда очень оперативно – благо, камеры наружного наблюдения, иногда закамуфлированные, иногда не очень, в метро на каждом шагу. Помню, как однажды мне довелось наблюдать такую сцену: к рельсам с криком «Я не хочу жить» бросилась молодая девушка. Не успела она пробежать и несколько шагов, как откуда ни возьмись выскочили сотрудники метро. Через считанные минуты несостоявшуюся самоубийцу, привязанную к носилкам, выносили со станции...

"