Posted 17 сентября 2014,, 20:00

Published 17 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:09

Updated 8 марта, 04:09

На холостом ходу

На холостом ходу

17 сентября 2014, 20:00
Президент Объединения немецкой автомобильной промышленности (VDA) Маттиас Виссман призвал к сокращению зависимости европейской промышленности от российского газа. В случае если Европе удастся «в среднесрочной и долгосрочной перспективе стать более независимой от российских поставок газа», власти России это почувствуют,
Сюжет
Импорт

Обеспокоенность европейских автомобилестроителей вполне понятна. Ранее помощник президента РФ Андрей Белоусов заявил, что Россия может ввести ответные санкции в виде серьезного ограничения или даже запрета импорта европейских автомобилей.

В связи с этим Виссман считает необходимым увеличить инвестиции в строительство портовых сооружений для хранения сжиженного газа, поставляемого в Германию из других регионов. По его мнению, изменения в сфере импорта нефти и газа станут более эффективным рычагом воздействия на Москву, нежели принятые Западом санкции – тем более что такие штрафные меры, как сокращение экспорта из Европы в РФ новых автомобилей, отрицательным образом сказываются и на экономических показателях европейской промышленности.

Примечательно, что в самом российском правительстве пока нет единодушия относительно введения автомобильного эмбарго. В начале недели глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что России нецелесообразно вводить ответные санкции в отношении Запада в любых отраслях, кроме сельского хозяйства. Министр также заявил, что его ведомство не имеет ничего общего с инициативой запрета ввоза подержанных автомобилей. Пока, по его словам, эта инициатива – «только тема для размышлений».

Как бы там ни было, полемика между Россией и Западом на тему «кто кому сделает больнее» едва ли затронет газовый сектор, равно как и автомобильную тему. «В обозримой перспективе ожидать сокращения закупок российского газа Евросоюзом не приходится. На это не повлияют даже санкции ЕС, которые практически не затронули газовую сферу. И это вполне объяснимо, – говорит «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национально-энергетической безопасности Александр Пасечник. – Изменение газовой стратегии потребует от ЕС вложений на сотни миллиардов долларов, которых у европейцев нет. Даже после российско-украинских газовых войн с 2009 года закупки российского газа только возрастали. Этот год стал рекордным по поставкам голубого топлива в ЕС. И такая ситуация будет сохраняться и в дальнейшем».

По словам собеседника «НИ», «поставки сжиженного природного газа из США не способны восполнить потребности Евросоюза. Кроме того, для открытия этого энергопотока потребуется строить терминалы, обширный танкерный флот. Пока российский газ выгоден Европе, отказываться от него никто не будет. Доля «Газпрома» на европейском рынке будет сохраняться на уровне 25–30% в ближайшие десятилетия».

Опрошенные «НИ» эксперты уверены, что и разговоры о запрете европейских иномарок едва ли перейдут в практическую плоскость. «Социальные последствия подобного решения для стран ЕС, в том числе по причине закрытия бизнеса, обслуживающего иномарки, к которым россияне привыкли и которые закупают тысячами, будет огромным, – предупреждает в разговоре с «НИ» Виктор Похмелкин, председатель общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России». – Придется увольнять людей, закрывать станции техобслуживания, сервисные предприятия. Ударим по самим себе в первую очередь».

"