Posted 17 сентября 2012,, 20:00

Published 17 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:37

Updated 8 марта, 05:37

Финансовый надзиратель

17 сентября 2012, 20:00
На неформальной встрече министров финансов ЕС, которая состоялась на днях в столице Кипра Никосии, прошел первый обмен мнениями по Европейскому центральному банку (ЕЦБ). На него хотят возложить функции регулирования деятельности сначала всех банков еврозоны, а затем и остальных европейских стран. Такое предложение выдв
Сюжет
Банки

Германия с Голландией выступают против плана Евросоюза в его нынешнем виде. В Еврокомиссии между тем говорят, что времени на разговоры нет, и призывают утвердить новую систему надзора за европейскими банками до конца этого года. Евросоюз хочет дать президенту ЕЦБ Марио Драги новую роль – надзирателя. На прошлой неделе еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье обнародовал свой план поручения главному европейскому банку функции надзора за всеми банками Старого Света. Для этого ЕЦБ собираются наделить правом, как выдавать банкам лицензии, так и отзывать их, а также налагать штрафы на провинившиеся финансовые организации. Сначала, по замыслу Еврокомиссии, в Единый механизм надзора (ЕМН) должны войти 17 членов еврозоны. Затем к ним по желанию могут присоединиться остальные 10 стран ЕС, сохранившие собственные валюты. Однако права голоса по всем вопросам, касающимся ЕМН, они будут лишены.

Введение новой системы надзора за европейскими банками является первым шагом на пути создания европейского банковского союза, которому в ЕС придают большое значение. Еврокомиссия хочет, чтобы ЕЦБ приступил к мониторингу банков, получивших деньги на капитализацию, уже с 1 января 2013 года. Через полгода, с 1 июля, в список банков должны быть включены крупные банки еврозоны, не получившие денег извне, а еще через шесть месяцев, с 1 января 2014 года, «под колпаком» должны находиться все шесть тыс. банков–членов зоны евро. Главная цель реформы системы надзора в том, чтобы порвать порочный круг, оказавшийся роковым для Ирландии и угрожающий сейчас Испании, когда правительства получают от стабфондов деньги для банков и выдают их нуждающимся финансовым организациям. При эффективной работе единого в пределах ЕС регулятора Европейский стабилизационный механизм (ESM), начинающий наконец работать 8 октября, будет давать деньги проблемным банкам напрямую.

В июне, когда лидеры еврозоны приняли принципиальное решение о наделении ЕЦБ новыми функциями по надзору за деятельностью банков монетарного союза, все казалось просто и ясно. Сейчас, когда стали известны его подробности и сроки претворения в жизнь, начались горячие споры. «Не представляю, как можно будет проводить рекапитализацию банков из ESM уже с 1 января 2013 года, – удивился в Никосии министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. – Для эффективного надзора за банками и набора персонала потребуется время».

Германия и в очередной раз поддержавшая ее Голландия предлагают пока вообще не назначать никаких сроков, а также ограничить сферу надзора ЕЦБ только крупными банками (вместо того чтобы следить за всеми шестью тысячами). Между тем министры финансов Франции, Испании и Италии полностью поддержали идею Еврокомиссии начать новую работу ЕЦБ уже с 1 января следующего года и поручить ведомству Драги все банки еврозоны, включая и мелкие. Автор ЕМН Барнье на пресс-конференции после окончания встречи в Никосии заявил журналистам, что, по его мнению, начало работы ЕЦБ в качестве регулятора уже 1 января 2013 года не только возможно, но и необходимо.

Препятствий на пути быстрого начала работы единого регулятора много. Кроме противоречий внутри самой еврозоны, в отношении деталей плана намечаются и споры между монетарным союзом и не входящими в него европейскими государствами. Министр финансов Швеции Андерс Борг высказал на Кипре опасения, разделяемые 10 членами ЕС с собственной валютой. Они боятся, что создание мощного регулятора отнимет у них все возможности контролировать деятельность своих банков, потому что у них не будет права голоса при принятии решений в ЕЦБ по Единому механизму надзора. Преодолеть все эти противоречия в течение 3,5 месяца текущего года будет крайне трудно.

"