Posted 17 августа 2004,, 20:00

Published 17 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Базовый передел

Базовый передел

17 августа 2004, 20:00
Как уже сообщали «Новые Известия», американские военные базы могут переместиться ближе к российским границам. Американские аналитики утверждают, что Вашингтон активно интересуется районом Черного и Каспийского морей.

Передислокация американских баз ближе к российским границам планировалась давно. Это продиктовано прежде всего интересом США к каспийской нефти, а также стремлением заполнить вакуум силы на пространстве СНГ после серьезного ослабления там позиций России. По сути, США перестали рассматривать Россию в качестве гаранта безопасности на постсоветском пространстве, в частности в Закавказье и Центральной Азии, начиная с середины 90-х годов.

Свое собственное влияние США усиливали в этих регионах сначала за счет масштабных экономических проектов, связанных главным образом с добычей и транспортировкой нефти. Однако после трагических событий 11 сентября 2001 года акцент был перенесен на размещение здесь военных баз. Собственно, президент РФ Владимир Путин и сам предложил президенту Джорджу Бушу разместить американские войска в Центральной Азии. Напомним, что уже в октябре 2001-го американские военные авиабазы появились в Узбекистане («Ханабад») и Киргизии («Манас»). Сначала они обеспечивали афганскую операцию, затем иракскую.

Россия с военным присутствием США в Центральной Азии согласилась, но молча – без деклараций. Строго говоря, Москве пришлось выбирать между двух зол: либо Центральная Азия переходит под контроль натовских (читай – американских) военных, которые начали войну с международным терроризмом, либо вооруженные исламские экстремисты проникают в Центрально-Азиатский регион, откуда могут взорвать ситуацию и в самой России. Понятно, что второй Чечни Москва допустить не могла.

Что же касается американцев, то вопросы стабильности и безопасности региона были не единственными мотивами их присутствия. Объявление Каспийского региона зоной национальных интересов США явно говорит о том, что экономические интересы были не на последнем месте.

Для каждой из стран этого региона, равно как и к государствам Центральной Азии США постарались найти свой подход. Одно дело, скажем, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, где главные проблемы – угроза исламского экстремизма, наркотрафик наркотиков из Афганистана и ужасающая нищета. Эти страны нуждаются в военной помощи США ничуть не меньше, чем в экономической. США безвозмездно передают этим странам около 600 млн. долларов в год. Само собой, для Таджикистана, где за чертой бедности живет почти две трети населения, Киргизии (половина) и Узбекистана (одна треть) это – существенное подспорье. Заметим, что правительства этих стран против баз США, которые приносят в их экономику живые деньги, не возражают.

Для давления на Туркмению Вашингтон подобрал другой рычаг. Госдеп систематически обвиняет режим Туркменбаши в массовых нарушениях прав человека, обещая при этом не оставить простых туркмен на милость диктаторского режима Ниязова. Поскольку простые туркмены вряд ли в курсе этой заботы, обвинения адресованы самому Ниязову, который, правда, пока своего согласия насчет баз не давал. А жаль: привлекательной стороной диктаторского режима для США является политическая стабильность.

А на богатый по региональным меркам Казахстан США оказывают давление иным способом. После серии коррупционных скандалов в этой стране конгресс и администрация США обвиняют руководство республики во взяточничестве, зажиме демократии и клановости. Группа американских конгрессменов обвинила президента Назарбаева в том, что ведущие посты в стране занимают его родственники, а деньги, поступающие от продажи нефти и газа, оседают на счетах подконтрольного ему «Фонда будущих поколений». Надо подчеркнуть, что давление Вашингтона на президента Казахстана началось сразу после того, как Назарбаев по требованию казахской бизнес-элиты попытался изменить условия соглашений, которые были подписаны с западными, в том числе американскими, нефтяными компаниями в 90-е годы. Суть дела в том, что в течение 10 лет для иностранных компаний в Казахстане создавались исключительно выгодные налоговые условия. В результате в республике оставалась ничтожная часть огромных средств, которые иностранцы получают от добычи казахстанской нефти.

Это противостояние все еще продолжается, однако руководство Казахстана старается снять его остроту за счет сотрудничества с США по вопросам безопасности. В результате Казахстан приступил к созданию на Каспии собственных военно-морских сил при помощи США и Великобритании – главных геополитических конкурентов России и Китая в регионе.

Еще одна прикаспийская страна – Азербайджан. Рычагов влияния на него у США два. Первый – проблема Нагорного Карабаха, которую невозможно решить без внешней помощи. Второй – нефтяные проекты Баку, которые контролируют американские фирмы. Чтобы заставить Азербайджан играть по правилам, которые устанавливает Вашингтон в регионе, этих рычагов более чем достаточно.

А планы серьезные. США не скрывают своего недовольства нынешним режимом в Иране: они не прочь установить в этой нефтяной сверхдержаве демократию по своим образцам. Не потому ли Вашингтон помогает Баку модернизировать свой военный флот на Каспии. Представитель американского министерства обороны по вопросам Евразии Мира Рикардел прямо говорит о том, что США готовы оказать военное содействие Азербайджану в защите его морских рубежей, на которые претендует Тегеран. Баку уже получил от Вашингтона в подарок новые катера береговой охраны.

О военной помощи США Грузии сказано довольно много. Понятно, что на эту страну, руководство которой, помимо конфликтов в Южной Осетии и Абхазии, имеет на руках еще развалившуюся экономику, Вашингтону даже давить не надо. Тем не менее, чтобы добиться размещения своих баз на месте российских после вывода последних из Грузии, Вашингтон планирует выделить Тбилиси 2,5 млрд. долларов в течение ближайших пяти лет.

Если подводить черту, то надо признать: США подобрали ключ практически ко всем интересующим их странам. Противостоять их аргументам местные правительства не в состоянии.




Американские солдаты уйдут из Германии
Передислокация военных баз США – начало «холодной войны» с Россией?

"