Posted 17 июля 2013,, 20:00

Published 17 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:57

Updated 8 марта, 04:57

Сезон «жучков»

Сезон «жучков»

17 июля 2013, 20:00
То, что спецслужбы разных стран не гнушаются электронной слежкой за пределами своих государств, было понятно задолго до разоблачений Эварда Сноудена. Но вот размах «дружественной» слежки и ее всеохватность застали немцев врасплох. Данная тема уже несколько недель не сходит с полос ведущих изданий Германии, которая, как

Итак, как стало известно из рассказов Эдварда Сноудена, Агентство национальной безопасности США ежемесячно отслеживает 500 млн. телефонных звонков, электронных писем и SMS-сообщений жителей ФРГ, причем Германия в сравнении с другими странами Европы подвержена со стороны Америки наибольшему контролю. Во время своего недавнего визита в Берлин американский президент Барак Обама вынужден был оправдываться и объяснил такое поведение спецслужб необходимостью борьбы с международным терроризмом. Однако недоумение и неприятный осадок в германском обществе остались.

Пословица «Доверяй, но проверяй» (в немецком варианте «Trau, schau, wem» – «доверяй, но смотри кому») в контексте скандала со Сноуденом звучит скорее саркастически. Со страниц же немецких изданий тема возмутительного недоверия союзникам и нарушения конституционных прав граждан не сходит несколько последних недель. Так, газета Frankfurter Allgemeine на днях опубликовала статью под заголовком «Сами граждане». Ее автор, обозреватель Бертольд Колер, пишет: «Разумеется, независимое государство, каким является Германия, не может позволить другим странам, пусть и «дружеским», шпионить за своими гражданами, посольствами и фирмами. Оно должно использовать все имеющиеся в его распоряжении политические, международно-правовые и технические средства, чтобы защитить основные права своих граждан, к которым относятся тайна переписки, конфиденциальность личных данных, а также право на информационное самоопределение».

В отличие от прессы некоторые немецкие политики предпочитают в столь щекотливой ситуации хранить загадочное молчание. Лишь реакция министра юстиции ФРГ Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер, потребовавшей от США немедленно внести ясность по поводу сообщений о тотальной слежке американских спецслужб за гражданами ФРГ и чиновниками ЕС, была лишена вежливых экивоков. Кроме того, пресс-секретарь Ангелы Меркель Штеффен Зайберт дипломатично посетовал, что слежка за друзьями недопустима, однако ни сама Меркель, ни глава МВД Ханс-Петер Фридрих, в чью компетенцию входит обеспечение информационной безопасности населения, официально никакого протеста против беспрецедентного нарушения прав и свобод граждан своей страны не выразили. В ответ на такую невнятную реакцию канцлера оппозиция устами своего председателя Зигмара Габриля из СДПГ высказала предположение, что Ангеле Меркель «как минимум в принципе было известно о слежке». И хотя это обвинение было решительно отвергнуто, многие немцы возможность осведомленности правительства Германии о тотальной слежке со стороны АНБ не исключают. Масла в огонь на заседании комитета бундестага подлила сопредседатель партии «зеленых» Клаудия Рот. «Существует ли в стране контрразведка? – возмутилась она. – Чем она занята? Если до них еще не дошло, повторяю: 500 миллионов прослушек ежемесячно только в Германии! Если они об этом не знали, то зачем они нужны? Если знали, но не сообщили общественности, – это грубое нарушение конституционных прав граждан».

Тем не менее совершенно очевидно, что, несмотря на реакцию прессы и отдельных политиков, на обострение отношений с США не пойдет не только Германия, но и Брюссель. А «жучки», которыми, как выяснилось благодаря Сноудену, начинены и посольства европейских стран, и представительства ЕС в Нью-Йорке и Вашингтоне, никому, оказывается, сильно не досаждают.

"