Posted 17 июля 2007,, 20:00

Published 17 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:32

Updated 8 марта, 08:32

Нужен нам берег британский

Нужен нам берег британский

17 июля 2007, 20:00
Демарш официального Лондона, объявившего о целом ряде жестких дипломатических мер в отношении России, предполагал самые разные ответы со стороны Москвы. Нет никаких сомнений в том, что ответ будет адекватно официальным. Шутка ли – из Лондона высылаются целых четыре российских дипломата и резко ужесточается двусторонний

Сергей Лавров еще в понедельник в телефонном разговоре предупредил своего британского коллегу Дэвида Миллибанда, что «провокационные действия британских властей будут иметь самые серьезные последствия для российско-британских отношений». Впрочем, эти предупреждения были столь же неконкретны, что и прозвучавшие накануне заявления российского МИД, назвавшего позицию Лондона «аморальной» и «русофобской».

Но Британия – не Эстония. Что бы там ни «подбрасывал» российской власти пламенный трибун вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, объявивший вчера Великобританию «самым враждебным России государством», разжигать «британофобию» Москва явно не спешит, предпочитая взять тайм-аут и как минимум не подливать масла в огонь нешуточного дипломатического конфликта. Трудно трактовать в ином ключе заявление главы комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова о том, что «кризис в отношениях между Москвой и Лондоном не получит дальнейшего развития». Или ремарку первого зампреда комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого: «Россия не должна немедленно давать «симметричный ответ» на высылку дипломатов из Британии». Да вот и Минприроды России объявило, что не будет пересматривать инвестиционные соглашения с британскими компаниями в связи с действиями британских властей. Поддержание инвестиционного климата для главы министерства Юрия Трутнева, оказывается, дороже.

Да что там Минприроды – даже молодежное движение «Наши», судя по заявлению его лидера Василия Якеменко, не планирует каких-либо акций возле стен британского посольства. Хотя повод, что называется, подали на блюдечке.

Неожиданная сдержанность Якеменко – вряд ли результат резко возросшей политической зрелости. Скорее, получена четкая команда сверху – не нагнетать обстановку. В России, слава Богу, есть кому заняться разрешением конфликта. Более того, хорошо известно, кому на Руси это удается в общении с внешним миром лучше всего. И вообще найти среди британских дипломатов кого-то для ответной высылки несложно. Другой вопрос: целесообразно ли раскручивать маховик противостояния с одной из ключевых стран мира в условиях, когда ее новый лидер Гордон Браун толком даже не знаком еще с российским президентом? Алгоритм поведения Москвы в конфликте с Лондоном подсказывает ответ: нет, не целесообразно. И в этом – принципиальная новизна момента.

Кто проиграет от ссоры Москвы и Лондона: мы или они?

Ирина ХАКАМАДА, политик:
– Этот конфликт – из разряда застарелых, и от него в принципе никто не выигрывает. Британские власти уже давно отказываются выдать Березовского, Россия в отместку не выдает Лугового. Налицо предпосылки для настоящей дипломатической войны. Поскольку у нас с Великобританией нет соглашения об экстрадиции, они высылают из страны наших дипломатов. Реакции России на это долго ждать не придется: мы тоже что-нибудь придумаем. В итоге все окажутся квиты. Если не будет дальнейшего глобального ухудшения отношений с Великобританией, то через какое-то время конфликт разрешится. На российскую экономику эта ситуация никак не повлияет, так как сотрудничество в сфере бизнеса выгодно для наших стран. Великобритания – важный европейский инвестиционный центр, а на территории России – нефть и филиал компании BP.

Алексей МИТРОФАНОВ, политик:
– Я не вижу в этой ситуации выигрыша для Англии. Весь конфликт придуман англичанами для достижения внутриполитических целей. У них новое правительство, ему надо утвердиться, показать, на что оно способно. Если бы британские власти действительно хотели получить Лугового, они бы использовали другие методы. Ведь до официального требования о выдаче Луговой вполне мог приехать в Лондон сам. Все это часть жесткой публичной политики. Ведь ни одно государство, тем более Россия, не будет реагировать на открытый диктат. Великобритании не нужен Луговой, он стал предлогом. Развязав конфликт, британское правительство демонстрирует свое недовольство внешней политикой России. Полтора месяца назад на пресс-конференции председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев говорил о возможности обмена Лугового на Березовского или Закаева. Британские власти, будучи раздражены политикой России, не пошли на компромисс. Луговой стал последней каплей, которая переполнила чашу.

Илья ЛАГУТЕНКО, музыкант :
– Однозначно, ссоры ни к чему хорошему не приводят, тем более на межгосударственном уровне. Конфликт не принесет пользы ни Великобритании, ни России. Он может только ударить по гражданам двух стран, если ссора приведет к ужесточению визового режима. Для меня это более чем нежелательно, потому что мой сын живет в Лондоне.

Ксения СОБЧАК, телеведущая:
– В любом конфликте проигрывают все стороны, хотя бы из-за самого факта недопонимания. В данном случае не правы оба государства. Но задерживать выдачу виз российским гражданам – это абсурд. Великобритания всегда считалась демократической и цивилизованной страной. Будет очень обидно, если политические игры отразятся на обычных жителях России, желающих посетить Англию.

Подготовили Лия ТУРОВСКАЯ и Данил СЕДЛОВ

"