Posted 17 июня 2009,, 20:00

Published 17 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:21

Updated 8 марта, 07:21

Проснувшийся инстинкт

17 июня 2009, 20:00
В Польше разгорелась бурная дискуссия вокруг юридических и этических аспектов деятельности первого в стране агентства суррогатного материнства Elizabeth, открывшегося 10 месяцев назад. Как уже писали «НИ», его учредила бывшая медсестра Эльжбета Шиманская. Фирма обещала бесплодным парам родительское счастье «всего за 30

Глава чрезвычайной комиссии сейма по рассмотрению депутатских законопроектов по изменению конституции Ярослав Говин заявил, что в Евросоюзе, членом которого является Польша, практика суррогатного материнства допускается лишь в нескольких «безбожных» странах. Варшаве же надо следовать примеру Германии, Франции и Италии, где подобная практика запрещена законом. Виновница скандала Божена К., проживающая в деревне под Познанью на западе Польши, не захотела расставаться с новорожденным, несмотря на подписанный ею в сентябре прошлого года контракт с состоятельной семьей из Варшавы и полученное вознаграждение в размере примерно 10 тыс. долларов. После того как она выписалась из роддома, к ней вместе со своим адвокатом нагрянул один из «родителей-заказчиков» и силой забрал ребенка.

А ведь поначалу ничто не предвещало такой развязки. На суррогатное материнство 32-летнюю мать-одиночку подвигло отсутствие последние четыре года какой-либо постоянной работы и беспросветно нищенское существование с двумя маленькими дочерьми. А тут на глаза попалась реклама агентства Elizabeth. Приехав по указанному в объявлении адресу, Божена познакомилась с заказчиком, а поставив подпись под договором, сразу получила около 1 тыс. долларов – 10% от суммы всей сделки. Первые несколько месяцев пани Божена послушно выполняла советы Эльжбиты Шиманской, как вести себя во время беременности. Бывшая медсестра убеждала: сознание не должно привыкнуть к мысли, будто это твой родной ребенок. Все время следует повторять: «Ты гадкий, ужасно плохой ребенок, я тебя не люблю ...». И ни в коем случае не гладить живот. По словам советчицы, это должно было воспрепятствовать возникновению эмоциональной связи между плодом и «мамой-инкубатором» и не позволить полюбить ребенка. Дремавший до пятого месяца беременности материнский инстинкт неожиданно проявился в феврале, когда Божена подхватила воспаление легких. Во время болезни ребенок вместо «гадкого и ужасно плохого» вдруг превратился в родного и милого…

Эта история всколыхнула общественное мнение. Психиатры и адвокаты, решившие помочь пани Божене, предложили свои услуги бесплатно, обещая сделать все возможное, чтобы вернуть ребенка. Разгорелись дискуссии и в сейме. Одни народные избранники стремятся запретить суррогатное материнство, другие делают акцент на том, что запрет только загонит подобную практику в подполье. А потому надо законодательно определить права как суррогатных мам, так и заказчиков. И обязательно перевести подобную деятельность на некоммерческую основу. А перед оплодотворением обязать женщин, решившихся на суррогатное материнство, проходить многоэтапную и тщательную психиатрическую экспертизу. В Польше, утверждают сторонники такого подхода, каждая десятая пара бесплодна, а запретив суррогатное материнство, законодатели лишат многих людей счастливой возможности иметь собственных детей.

"