Posted 17 мая 2005,, 20:00

Published 17 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Саммит взаимных упреков

Саммит взаимных упреков

17 мая 2005, 20:00
Вчера завершил работу саммит Совета Европы (СЕ). Страны-участницы подписали три конвенции – о борьбе с терроризмом, отмыванием денег и торговлей людьми. Вопреки ожиданиям претензии к России относительно несоблюдения взятых на себя при вступлении в СЕ обязательств официально озвучены не были. Но в кулуарах они обсуждали

Нынешний саммит был третьим за всю историю организации. Его назвали знаковым. Во-первых, потому что в Варшаве собралось рекордное число глав государств – 21, а также 19 глав правительств. Во-вторых, на плечи организаторов легла непростая задача – убедить мир в том, что никакого кризиса внутри организации нет. Напомним, с некоторых пор Совет Европы стали обвинять в отсутствии конкретных действий. Выступая в Варшаве, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, представлявший Россию (впервые за 9 лет членства России в СЕ страну представляет не глава государства, и это связывают с критикой СЕ в связи с «делом ЮКОСа»), прямо заявил: «Сложившаяся система европейских организаций неэффективна». В результате были презентованы три конвенции, которые станут базой для СЕ в борьбе с терроризмом, отмыванием денег и торговлей людьми. Надо сказать, что подход, примененный при их разработке, достаточно новый. Так, конвенция по борьбе с терроризмом предусматривает не только борьбу с самими террористами, но и противодействие публичному подстрекательству к совершению преступлений, подготовке террористов и их вербовке. В конвенции по борьбе с отмыванием денег основное новшество заключается в том, что преступными деньгами будут названы не только те деньги, которые заработаны неправедным путем, но и те, которые идут на неправедные цели. Например, на финансирование терроризма.

Несмотря на то что принятие конвенций было главной задачей саммита, в первый же день приоритеты немного сместились. Белорусский вопрос вышел на первый план. Участники съезда дали понять, что членство Белоруссии в СЕ возможно только после смены власти. «У Белоруссии нет шанса войти в состав Совета Европы, пока у власти Александр Лукашенко. Со сменой власти, с установлением демократии мы будем более чем рады принять страну в состав Совета Европы», – заявил депутат Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Христос Пургуридес. Одновременно в Варшаве около десятка представителей белорусской оппозиции приветствовали кортежи лидеров СЕ со словами: «Лукашенко – диктатор и убийца».

Как и ожидалось, в ходе саммита Россия и Латвия обменялись взаимными претензиями. Лавров, не называя конкретных стран, хотя и так было понятно, о чем идет речь, заявил, что обеспечение прав национальных меньшинств – это обязанность всех без исключения членов СЕ. На что выслушал очередной урок истории от латвийского президента Вайры Вике-Фрейберги, напомнившей, что Германия «нашла в себе смелость принести извинения за страдания, доставленные народам Европы».

Несмотря на эти неприятные нюансы, глава российского внешнеполитического ведомства демонстрировал хорошее настроение и весьма благоприятное впечатление от работы саммита. Конечно, скорее всего, это всего лишь «хорошая мина при плохой игре», но для Москвы важны любые позитивные моменты, связанные с деятельностью СЕ. Ведь через год именно России предстоит возглавить Комитет министров СЕ – руководящий орган Совета Европы.



КОММЕНТАРИИ

Сергей ОЗНОБИЩЕВ, директор Института стратегических оценок:

– В варшавском саммите обращают на себя внимание несколько моментов. Один из них – отсутствие президента России. Конечно, мы никогда не узнаем, в чем настоящая причина, но я полагаю, что нельзя сбрасывать со счетов ту активность, которую Совет Европы проявляет в отношении защиты прав человека в своей интерпретации, критикуя Россию за отсутствие свободы слова, за так называемый чеченский вопрос. Эта критика, конечно, не способствовала тому, чтобы президент принял решение в пользу участия в саммите. Но принятые на встрече в Варшаве решения, безусловно, позитивны. Хотя надо понимать и ограниченность возможностей СЕ в борьбе с терроризмом или с отмыванием денег. Ведь этим должны заниматься институты, которые имеют непосредственные рычаги воздействия, скажем, такие как Интерпол или Европол, финансовые и банковские структуры. Поэтому я не думаю, что принятие конвенций обернется незамедлительными успехами в борьбе с терроризмом и прочими бедами. Обсуждение белорусского вопроса было ожидаемо. Россия сама еще не представляет, как взаимодействовать с Белоруссией. Процесс сближения двух стран, образование Союзного государства идет ни шатко ни валко. И нельзя сказать, что в ближайшие годы он будет закончен.

Показателен диалог между Россией и Латвией. Мне кажется, что латвийская сторона здесь весьма неубедительна. Параллели, которые она проводит, абсолютно антиисторичны. Что касается прав человека, то этот вопрос проигрышный для латвийской стороны и в европейском, и в мировом контексте. Недавно посетивший Латвию американский президент Буш на этот счет совершенно четко высказался, заявив, что «демократия лишь тогда является демократией, когда она уважает права нацменьшинств».

Дмитрий СУСЛОВ, замдиректора Совета по внешней и оборонной политике:

– Главный итог саммита заключается в первую очередь в консолидации системы европейских организаций, что означает еще большую их взаимодополняемость и сращивание Совета Европы и Европейского союза. Это существенно повышает роль СЕ как европейской и международной организации, что весьма логично. В этой связи то охлаждение связей Совета Европы с Россией, которое продемонстрировано на этом саммите, не только еще дальше отдалит Россию от политической Европы, но и нанесет удар по отношениям России с Евросоюзом.

"