Posted 17 марта 2011,, 21:00

Published 17 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

Птичку жалко

Птичку жалко

17 марта 2011, 21:00
Голландское правительство поручило полиции защищать экзотических животных

В МВД Нидерландов открывается первое в мире управление по борьбе с преступлениями против животных. Его штат будет состоять из 500 человек. Им, возможно, выдадут форму, которая будет отличать их от остальных стражей порядка. Укомплектуют штат в основном полицейскими, которые попали под сокращение в связи с нынешним экономическим кризисом. Работать эти силовики будут по всей территории страны. Но проблема эта касается, конечно, далеко не одной Голландии. Ведь мировая торговля экзотическими животными является прибыльным бизнесом с оборотом в 10 с лишним млрд. долларов в год. По оценкам специалистов, по доходности ее превосходит лишь продажа наркотиков и оружия.

Главной задачей нового управления в голландской структуре власти будет борьба с жестоким обращением с животными, а также с торговлей экзотическими видами фауны, которая, несмотря на все международные договоры, многочисленные правоохранительные органы, всевозможные неправительственные и правительственные структуры, сражающиеся с ней, только продолжает расти. Доказательств этого роста великое множество. Поголовье тигров уменьшилось со 100 тыс. в начале ХХ столетия до менее чем 4 тыс. в наши дни. Каждый год ради бивней браконьеры убивают 20 тыс. слонов. Количество носорогов, убитых ими в Южной Африке в прошлом году, выросло вдвое по сравнению с 2009 годом. Еще быстрее истребляют морских черепах, из панцирей которых делают ювелирные украшения. Во Вьетнаме за последние 40 лет полностью исчезли 12 видов крупных животных.

Торговля экзотическими животными забирает и человеческие жизни. По данным Международного фонда защиты животных, от рук отлично вооруженных браконьеров только в Африке ежегодно погибают свыше ста егерей.

Распространенное мнение о контрабандистах животными как о мелких жуликах, пытающихся провезти в чемодане пару-тройку ящериц, далеко от действительности. Это хорошо отлаженный и разветвленный бизнес, который удовлетворяет огромный спрос коллекционеров на редкие виды животных, украшения из них и одежду. К этому следует также прибавить и традиционную китайскую медицину, отличающуюся ненасытным аппетитом на органы отдельных животных, которые, согласно поверьям, лечат от многих болезней. Скажем, рог носорога вроде бы помогает от рака. Если же из него пить, то можно обрести «вечное счастье». Широко распространено и мнение о том, что отдельные органы каких-либо животных повышают мужскую потенцию.

Одними из самых дорогих объектов контрабанды являются птицы с разноцветным оперением, живущие в бассейне Амазонки и Юго-Восточной Азии. Еще в 2008 году ару Леара, очень красивого синего попугая из Бразилии, можно было продать на «черном рынке» за 90 тыс. долларов! Не удивительно, если учесть, что на планете их осталось лишь 960 особей. Кстати, в 1980-е годы их было намного меньше – около 100.

Фото: AP

За 1 кг рога носорога в 2009 году давали 34 тыс. долларов, т.е. почти столько же, как за килограмм золота. Тигриные шкуры стоят 30–35 тыс. долларов, а полкило тигриного клея, сделанного из их костей, продавался в 2008 году во Вьетнаме за 2 тыс. долларов. Или взять шали из тончайшей шерсти тибетской антилопы шатуш, которые стоят от 1,2 до 12 тыс. долларов...

Контрабандная цепочка длинна и состоит не из одного звена. В самом низу браконьеры. Небольших животных после поимки передают «мулам» – людям, которые проносят их в багаже или на себе. Путешествия с континента на континент представляют собой огромное испытание для животных. Птиц накачивают лекарствами и заклеивают им клювы. Почти 80% пернатых погибают, а уцелевшие или остаются калеками, или долго не могут прийти в себя от шока.

Одним из главных препятствий, мешающих правоохранительным органам более эффективно бороться с торговлей экзотическими животными на уровне «мулов», являются чересчур мягкие наказания. Например, в Таиланде контрабандистов штрафуют на 1200 долларов и/или сажают на 4 года в тюрьму, а в Мьянме – на 7,5 тыс. долларов и/или срок до 7 лет тюрьмы. Конечно, эти наказания не идут ни в какое сравнение с наказанием за контрабанду наркотиков.

Ансон Вонг, один из самых крупных и известных контрабандистов животных, в прошлом году был приговорен к 6 месяцам тюрьмы и 65 тыс. долларов штрафа за попытку ввезти в Малайзию 95 удавов, 2 гадюки-носорога и черепаху матамата.

Банды, занимающиеся торговлей животными, очень изобретательны, говорится в исследовании этого вопроса, финансировавшегося Всемирным банком в 2008 году. Они подкупают таможенников и полицию, смешивают нелегальных животных с легальными, используют поддельные документы, фальшивые армейские и правительственные номера машин, машины «скорой помощи», катафалки, свадебные лимузины и многое другое. Другая большая беда заключается в недостаточном финансировании. Например, годовой бюджет Интерпола на защиту дикой природы составляет… 300 тыс. долларов. Не случайно руководитель интерполовской программы борьбы с преступлениями против окружающей среды Дэвид Хиггинс на днях заявил журналистам: «Это то же самое, что иметь машину без достаточного количества бензина, чтобы ее заправить».

"