Posted 17 марта 2011,, 21:00

Published 17 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:25

Updated 8 марта, 06:25

Перековать автоматы на удочки

Перековать автоматы на удочки

17 марта 2011, 21:00
Глава Академии сил обороны Дании адмирал Нильс Вонг бросил неожиданный клич: «Превратим сомалийских пиратов в рыбаков!», адресовав его политикам своей страны и ООН. По мнению адмирала, которое разделяют датские «голуби», причиной распространения пиратства у берегов Сомали и соседних государств является отчаяние жителей

Адмирал Вонг изложил свою позицию на страницах датской газеты Politiken. Прежде всего, подчеркивает бывший командующий королевских ВМС, «каждый год зарубежные траулеры – западные и азиатские – нелегально добывают у берегов Сомали и сопредельных стран морепродукты на миллиарды долларов». А следовательно, Дания при поддержке других богатых государств должна помочь местным властям создать эффективную береговую охрану. Тогда сегодняшние браконьеры будут вынуждены покупать лицензии на рыбалку или уходить от берегов Сомали ни с чем. В результате местное население снова получит возможность вернуться к своему прежнему занятию – рыболовству. «С морскими разбойниками нужно бороться так же, как мы это делаем с собственными бандами в Копенгагене, – утверждает военачальник. – Сторонники жестких мер уверяют, что надо лишь пересажать преступников, и все наладится. Но опыт показывает, что это не так. Полиция, конечно же, хватает нарушителей, но главные усилия направлены на решение социальных проблем, порождающих бандитский разгул. Так же следует действовать и в Африке».

Датские власти уже приняли рекомендацию адмирала как руководство к действию, начав помогать соседней с Сомали Кении в создании эффективной береговой охраны. Вскоре датские деньги и «ноу-хау» пойдут и в другую страну «пиратского» региона – Йемен. Следует заметить, что анализ ситуации, предложенный адмиралом, полностью совпадает с мнением «пиратской верхушки». Ведь пираты, стараясь избавиться от клейма диких разбойников, активно взялись за пиар. Они при помощи одного из арабских рекламных агентств составляют пресс-релизы, в которых утверждается, что захват судов и заложников – часть борьбы защитников сомалийских рыбаков за их права, это противостояние разгулу зарубежного браконьерства.

Борьба с пиратством в районе Аденского залива стала одной из главных внешнеполитических задач Копенгагена. Датчане – нация мореходов. К примеру, в этой стране действует крупнейшая в мире компания по морским контейнерным перевозкам Maersk. Ежедневно по опасным фарватерам у Африканского Рога проходят шесть датских судов. Датский торговый флот регулярно подвергается атакам пиратов, однако наибольший резонанс в стране вызвал недавний захват небольшой яхты, на которой совершала кругосветное путешествие датская семья с тремя детьми в возрасте 13, 15 и 17 лет. Предпринятая на прошлой неделе попытка вооруженного освобождения заложников закончилась трагически. Около 200 пиратов отбили атаку войск, посланных сепаратистским правительством сомалийского региона Пунтленд. Восемь солдат были убиты, а семью заложников бандиты переместили с суши на одно из судов «пиратской эскадры», местонахождение которого неизвестно.

Эксперты отмечают, что прежняя тактика военных эскортов в Аденском заливе уже не работает. Пираты, в распоряжении которых появились крупные плавбазы, распространили свою деятельность из прежнего узкого «коридора» на значительную территорию Индийского океана, площадь которой превышает США. В 2010 году они захватили 53 судна, атакам же в общей сложности подверглись 445 танкеров и контейнеровозов. Рост захватов по сравнению с 2009 годом составил 10%. Поднимаются и суммы требуемых выкупов. В 2005 году пираты выпускали на волю судно и заложников в среднем за 150 тыс. долларов. В 2010 году цена свободы подскочила до 5,4 млн. долларов. Увеличилось и среднее количество дней содержания пленников в неволе, с 95 в 2009 году до 150 – годом спустя. К концу 2010 года в руках пиратов находилось около 600 моряков разных национальностей.

Правительство Дании, проводящее серию экстренных заседаний по борьбе с морским разбоем, находится под огнем с двух сторон. Объединение судовладельцев требует отвечать «силой на силу». Оно уже добилось от правительства уступок – при найме вооруженной охраны на суда теперь не надо проходить целую серию сложных согласований с указанием маршрута, видов и количества имеющегося на борту оружия, причин отказа ВМС Дании от защиты судна и пр. Следующее требование «ястребов», поддержанное парламентской популистской партией Venstre, – получение «добра» на потопление пиратского флота кораблями датских ВМС, патрулирующих в Аденском заливе.

«Уничтожение бандитских судов – одна из приоритетных в списке мер, выполнения которых мы добиваемся от правительства, – заявил представитель Объединения судовладельцев Дании Ян Фриц Хансен. – Конвои уже не помогают. Пираты распространили свою деятельность на такую обширную территорию, что любой танкер, следующий с нефтью из стран Персидского залива, попадает в «зону огня».

Сторонники «перековки» бандитов в рыбаков утверждают, что кровопролитием и запугиванием ничего не добьешься. Пираты в ответ лишь еще более ожесточатся, а мир в этих беспокойных водах все равно не наступит. По мнению «голубей», сотни миллионов долларов, ежегодно теряемых мировым сообществом из-за пиратства (это повышенные страховки фрахтов, деньги, идущие на выкупы экипажей, и расходы на патрулирование военных кораблей), куда полезнее было бы направить на обустройство жизни людей, занятых морским разбоем.

"