Posted 17 марта 2008,, 21:00

Published 17 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:07

Updated 8 марта, 08:07

Сложно, как два плюс два

17 марта 2008, 21:00
Сегодня в Москве состоится встреча в формате 2+2: госсекретарь США Кондолиза Райс и американский министр обороны Роберт Гейтс обсудят с главой МИД России Сергеем Лавровым и министром обороны Анатолием Сердюковым вопросы международной безопасности. Информагентства уже сообщают о том, что МИД РФ ожидает долгожданного раз

Окончательные решения будут приняты в ходе последующей встречи Джорджа Буша и Владимира Путина и время для компромисса идеальное: оба «уходящих» президента уже могут не думать о популярности своих решений внутри собственных стран и идти на какие-то уступки. Если вопрос о новом договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ) сложен скорее для США (нашей стране в любом случае приходится их сокращать из-за нехватки финансовых средств), то проблема размещения ПРО в Европе – это камень преткновения уже для России. Москва, упорно называющая установку системы ПРО в Чехии и Польше угрозой для своей безопасности, уже долго нащупывает пути для компромисса, и теперь, возможно, он будет найден. Информагентства цитируют источник в МИД, который сообщил о возможных уступках Америки: к военным базам будут допущены российские офицеры, направление радара в сторону России заблокируется, а ракеты не будут загружены в шахты.

Эксперты по-разному относятся к реальным мотивам подобных действий со стороны США и возможным путям для компромисса.

«Сейчас очень удобный момент для того, чтобы использовать готовность американцев к переговорам, – заявил «НИ» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. – Испытывая сложности во многих регионах мира и желая снять острые вопросы по ПРО до смены администрации, американцы будут стремиться найти с Россией общий язык. В этот момент можно выгадать какие-то уступки – подписания удобного соглашения по СНВ или «послаблений» по тем же ПРО. Есть, правда, некоторые технические тонкости: скажем, американский радар никак не может быть не направлен на Россию – траектория ракет со стороны Ирана проходит над югом нашей страны. Да и эксперты наши не так много увидят, если их допустить на базы ПРО. Реалистичнее выглядит другой выход: информация с радара может поступать и на наш расчетный центр».

Иного мнения придерживается председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. Как заявил он «НИ», ПРО нужна американцам главным образом для утверждения своего влияния в Европе: «Было бы здорово, чтобы информация о найденном компромиссе подтвердилась, и новые предложения США оказались не очередной пропагандистской провокацией. Правда, даже если мы найдем общий язык с американцами, это еще не означает окончательного решения вопроса ПРО – проблемы внутри Европы могут только усилиться. Чехия и Польша и так не слишком довольны, что на них давят, а когда им сообщат, что российские военные будут еще на их территории что-то там контролировать, это уже прозвучит как двойное оскорбление. Похоже на то, что идея ПРО рассчитана как раз не на Иран или Россию, а на раскол и ослабление Европы, которая в последнее время пыталась укреплять свою самостоятельность в военно-политической сфере».

«Ерунда все это, – возражает в интервью «НИ» президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. – Польша и Чехия схватились за это предложение обеими руками. Во-первых, они рады продемонстрировать свою независимость от России, а во-вторых, они неплохо на этом заработают: скажем, поляки собираются взамен переоснастить все свои вооружения. Не знаю, что именно они получат, но ракеты Patriot им наверняка поставят».

Эксперт, впрочем, разделяет уверенность в существовании компромиссного варианта в переговорах с Россией: «Сотрудничество с США по ПРО возможно только в случае создания совместной системы, разработанной общими экспертами и управляемой смешанным контингентом военных специалистов».

"