Posted 17 февраля 2004,, 21:00

Published 17 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Похищение Европы

17 февраля 2004, 21:00
Лидеры Германии, Франции и Великобритании заявили, что теперь они не будут согласовывать свой курс с партнерами по Евросоюзу. Три самых богатых государства Старого Света уходят в самостоятельное плавание. Остальные могут пристроиться в фарватер, догонять на «второй скорости» или дрейфовать по воле волн.

Заявление с пометкой «Молния!» разослано из Берлина, где проходил саммит, в окрестные столицы. Довольно бесцеремонно в нем предлагается подчиниться «триумвирату» и начать новую жизнь.

Реакция последовала незамедлительно. Итальянский премьер Сильвио Берлускони, его испанский коллега Хосе Мария Азнар обвинили Герхарда Шредера, Жака Ширака и Тони Блэра в узурпации власти, использовании служебного положения и пренебрежительном отношении к нуждам и чаяниям других. Надо сказать, сама по себе идея многоскоростной Европы родилась не вчера. В конце прошлого века ее вынашивали Гельмут Коль, Франсуа Миттеран, Маргарет Тэтчер.

Италия и Испания, конечно, не могут сравниться с французами, немцами и англичанами по уровню экономического развития. Но в остальном считают себя ничем не хуже. Членство в «большой восьмерке» как бы подтверждает обоснованность их претензий и амбиций. Справедливости ради надо сказать, что Рим звали на встречу в Берлин. Однако Сильвио Берлускони не поехал. По каким причинам, можно только догадываться. Говорят, из солидарности со своими друзьями – Хосе Мария Азнаром и Владимиром Путиным. Вполне вероятно. Хотя российского президента никто не собирался звать на этот саммит «в узком кругу». Берлускони лишь сказал, что проблемы глобального характера надо решать не сепаратно, а сообща. Его поддержали и другие страны Европы, которые не могут похвастаться особым достатком. В частности, Польша, Эстония, Португалия...

У России здесь свой интерес. Наши отношения с Евросоюзом не назовешь безоблачными. Вот уже который год мы не можем договориться об условиях вступления в ВТО, о безвизовом режиме, о «военном транзите» в Калининград, об отмене торговых ограничений, о необходимости распространить договор 1997 года на всех членов ЕС, включая примкнувших к ним... Речь идет о десятке стран Восточной и Центральной Европы, которые вольются в ЕС 1 мая. Переговоры между Москвой и Брюсселем на этот счет практически зашли в тупик. Но оказалось, не все так плохо. Весть о появлении «тройственного союза» и расколе ЕС в Москве встретили с чувством глубокого удовлетворения. Если не сказать больше – с радостью и даже со злорадством. И как, в самом деле, не радоваться, если в благополучной Европе, которую нам все время ставили в пример, наметились трещины. Эгоизм в торговле, национальные интересы, межимпериалистические противоречия и все такое… Рано или поздно эти признаки цивилизованного рынка дадут о себе знать. Герхард Шредер, как главный заговорщик, пытается успокоить младших. Он говорит, что ничего не произошло, по крайней мере де-юре.

Понятно, жесткая позиция «берлинской тройки» по отношению к партнерам диктуется корыстью. Сильвио Берлускони это называет «шкурными интересами». Тут вряд ли что возразишь. Есть еще один момент. Германия, Франция, Англия не хотят делиться полномочиями, как того требуют бедные страны в соответствии с проектом единой конституции. Они предлагают иной вариант принятия решений в совете ЕС, где бы учитывался реальный вес и вклад каждого участника. Но те же Польша, Испания, Португалия и Эстония упорно цепляются за старое. Та система обеспечивает им подход к финансовой кормушке. Отсюда якобы разногласия.

Все это так. Но нас больше интересует, что в данной связи может поиметь Россия. Не очень многое, но кое-что есть. Москва теперь успешнее может играть на противоречиях внутри Евросоюза и с выгодой использовать образовавшиеся бреши. Кроме того, «тройственный союз», как новая фигура на карте Европы, наверняка войдет в столкновение с США. Этим двум силам не избежать драки. Не только из-за Ирака, рынков сбыта и курса евро. Париж и Берлин не отказываются от своего курса на поддержку ООН, на создание многополярного мира. Видимо, Лондон созрел для того, чтобы пересмотреть свою позицию по данному вопросу. И в этих условиях для них нет более солидного и верного союзника, чем Москва. Остается только урегулировать ее проблемы по линии ЕС.

"