Posted 16 декабря 2015,, 21:00

Published 16 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

Наш итальянский друг

Наш итальянский друг

16 декабря 2015, 21:00
Сегодня в Брюсселе открывается двухдневный саммит Евросоюза. На нем будет обсуждаться немало вопросов, но главным, по крайней мере неофициально, являются антироссийские санкции. Лидерам объединенной Европы предстоит решить: продлить их или отменить. Несмотря на то что, по всеобщему мнению, санкции продлят еще на полгод

Судьбу санкций против финансовых и нефтяных компаний России, а также компаний ВПК, европейские лидеры будут обсуждать 18 декабря, во второй день саммита. В случае их продления на шесть месяцев они будут действовать до 31 июля 2016 года. Напомним, санкции были приняты в июле и сентябре 2014 года в связи с событиями в Крыму и Донбассе. Срок действия санкций истекает в последний день января 2016 года. Если их сейчас не продлят, то 1 февраля они автоматически перестанут действовать.

Судьба санкций стала одним из главных вопросов повестки дня довольно неожиданно. Главным вопросом саммита называлась борьба с терроризмом и миграционный кризис. Наконец, предметами горячих дебатов, как ожидалось, должно было стать требование Великобритании провести реформу Евросоюза и британский референдум о членстве королевства в ЕС.

Ситуация изменилась несколько дней назад во время встречи посланников стран – членов ЕС. Считалось, что там автоматически, без обсуждения утвердят продление антироссийских санкций до лета следующего года, после чего вопрос перейдет на точно такое же автоматическое утверждение саммита. Сюрприз преподнес представитель Италии, который, естественно, по согласованию с правительством и, говорят, лично премьером Маттео Ренци, потребовал перенести обсуждение на конец недели, на саммит. Причем было предложено сделать это обсуждение обстоятельным, а не для галочки. Свое предложение, которое участники встречи посланников не могли не принять, итальянский представитель объяснил тем, что санкции – слишком сложный и важный вопрос, который должны обсуждать и решать лидеры, а не представители стран объединенной Европы.

Сейчас большинство экспертов предсказывают, что по итогам обсуждения на саммите санкции все-таки будут продлены еще на шесть месяцев. А вот сохранятся ли они после июля 2016 года – большой вопрос. То же мнение перед саммитом высказал в своем интервью итальянским СМИ и Ренци, подчеркнув, что считает отмену санкций спустя шесть месяцев очень возможной. Правда, едва ли не на следующий день после встречи посланников премьер-министр попросил своих дипломатов объяснить европейцам, что Италия вовсе не выступает за отмену санкций. «Это не дело принципа. Мы договорились, что судьба санкций будет зависеть от того, как соблюдается Минское соглашение», – сказал на пресс-конференции глава МИД Италии Паоло Джентилони. Посыл, что Рим не намерен идти против общей линии, итальянский премьер укрепил накануне саммита, раскритиковав идею строительства газопровода «Северный поток», по которому газ идет из России в Германию, и потребовав внести этот вопрос в повестку работы саммита.

Между тем о продлении санкций как о решенном деле заявили министры иностранных дел Польши, Бельгии, Литвы и Швеции, а также еврокомиссар по внешней политике Федерика Могерини. Едва ли потребует отмены санкций или прибегнет к вето кто-то из «штатных» возмутителей спокойствия в Евросоюзе. Венгерский премьер Виктор Орбан, самый, пожалуй, большой критик санкций против России, подчеркнул в недавнем интервью, что правом вето он не пользовался раньше и не будет пользоваться и сейчас.

«Что касается инициативы Ренци и его дальнейшего поведения, то здесь следует в первую очередь понимать, что она была наверняка согласована с руководством ЕС, – заметил в беседе с «НИ» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. – Роль «миротворца» Италии отвели не случайно. С одной стороны, она член ЕС и обязана следовать общеевропейской линии. С другой, эта страна еще в советские времена была крупным экономическим партнером Москвы и по давней традиции вместе с Германией является своего рода мостиком между Европой и Россией. Действуя через итальянского премьера, прагматичная Европа как бы намекает Москве, что готова к компромиссу: минимизация санкций в обмен на уступки России на востоке Украины и в Сирии».

"