Posted 16 декабря 2009,, 21:00

Published 16 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:11

Updated 8 марта, 07:11

Галфо стоит под парами

16 декабря 2009, 21:00
Двухдневный саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), проходивший в Кувейте, принял несколько очень важных решений по финансовым и оборонным вопросам. Главное из них – начало формирования монетарного союза, который теперь позволяет богатым нефтью государствам региона создать свою соб

В ССАГПЗ входят королевства Саудовской Аравии и Бахрейна, султанат Оман, эмираты Кувейт и Катар, а также Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Совокупный ВВП этих стран превышает 1,2 трлн. долларов, у них почти 40% разведанных мировых запасов нефти и финансовые ресурсы, не уступающие Китаю. «Монетарный союз стран Персидского залива приступает к работе», – подвел итоги работы саммита министр финансов Кувейта Мустафа аль-Шамали. Вступать в него разные страны будут с разной скоростью, но ожидается, что процесс завершится уже в 2010 году. Со временем этот союз должен стать центральным банком ССАГПЗ.

Скорее всего, галфо будет привязан к корзине из шести главных валют и в будущем станет резервной валютой региона. «Доллар показал свою несостоятельность,– заявил Нахед Тахер, директор бахрейнского Gulf One Investment Bank.– Нам нужно перенастроить все связи». Создавая новую валюту, арабы следуют примеру Европейского монетарного союза (ЕМС), который в арабском мире считают очень успешным. Однако скептики опасаются, что финансисты пытаются бежать, еще не научившись ходить. Они напоминают: чтобы подготовиться к созданию единой европейской валюты, Старому Свету понадобилось 40 лет. Сроки создания ЕМС были определены в Маастрихте еще в 1991 году, но прошло еще 11 долгих лет, чтобы в обращении появились евро и евроценты.

Выступая на кувейтском саммите, Халид бен Ахмад аль-Халифа, министр иностранных дел Бахрейна, заявил, что проект заработает лишь в том случае, если страны Персидского залива сломают барьеры, мешающие торговле и свободному перемещению денежных потоков. Пока с этим у ССАГПЗ большие проблемы: на таможенных пунктах трейлеры сутками ждут оформления документов, а рабочая сила между государствами Совета практически не перемещается. Мохаммед аль-Энейн, председатель комитета по энергетике и промышленности парламента Египта, в свою очередь предупредил: «Нам нужны точно такие же институты, какие создали европейцы: необходимы комиссия, суд и банк».

Эксперты отмечают и другие «тормозящие» факторы. В то время, как еврозона первоначально была чем-то вроде клуба приблизительно равных членов – Германии, Франции, Италии и Испании, у которых по два голоса в совете Eвропейского центрального банка (ЕЦБ), в арабском центробанке ССАГПЗ несомненно будет доминировать Саудовская Аравия. Бен Симпфендорфер, экономист банка RBS и специалист по Ближнему Востоку, в свою очередь заявил, выступая в Кувейте, что стремительный рывок Китая, как это ни парадоксально, препятствует экономической интеграции арабских государств. Если еще 10 лет назад богатые нефтью страны с удовольствием принимали дешевую рабочую силу из Египта и Сирии, то сейчас китайский экспорт заставил бедные арабские государства воздвигнуть барьеры для защиты своих экономик.

"