Posted 16 сентября 2008,, 20:00

Published 16 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Полезный Совет

16 сентября 2008, 20:00
После того как в понедельник группа из 24 парламентариев Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) направила запрос о приостановлении полномочий российской делегации, наши депутаты заявили о возможности полного выхода из этой организации. Эксперты заявили «НИ», что в угоду нынешнему политическому тренду Москва может на это решить

Поведение России в ходе грузино-осетинского конфликта вызвало негодование у депутатов ПАСЕ из 24 государств, причем не только из бывших стран советского лагеря, но и из Швеции, Швейцарии, Дании, Финляндии, Монако и Бельгии. Группа парламентариев этих стран в ходе ближайшей сессии ПАСЕ (она начнется 29 сентября) намерена обратиться с требованием пересмотреть полномочия российской делегации в Совете Европы.

В ответ российские парламентарии (глава думского Комитета по международным делам Константин Косачев и его коллега из Совета Федерации Михаил Маргелов) заявили о том, что в случае «дискриминации» представителей нашей страны Россия вовсе покинет Совет Европы.

Надо сказать, далеко не все депутаты ПАСЕ за санкции в отношении российской делегации. «На сегодняшний день требования о наложении санкций на Россию являются преждевременными, – заявил представитель Христианско-социального союза (ХСС) в ПАСЕ Эдуард Линднер. – Международному сообществу в первую очередь стоит позаботиться о нормализации ситуации на Кавказе, а для этого ни в коем случае нельзя прерывать диалог с Россией».

Наши эксперты также боятся перспективы разрыва с Советом Европы, ведь именно под эгидой этой организации было принято много важнейших конвенций, соблюдение которых дисциплинирует наше внутреннее право. Так, председатель правозащитной организации «Мемориал» Олег Орлов верит в то, что, следуя нынешнему курсу на изоляцию, Россия может порвать с Советом Европы, но не видит в этом ничего хорошего. «Выход из Совета Европы означал бы лишение наших граждан важнейшего механизма защиты своих прав, который для тысяч россиян был последней надеждой на восстановление справедливости, – заявил «НИ» правозащитник. – Конечно, не всегда решения Европейского суда исполнялись полностью и в срок, но, к примеру, на Северном Кавказе для пострадавших от «контртеррористической операции» возможность хотя бы получить материальную компенсацию значит очень много, причем даже не из-за самих денег, а из моральных соображений. Очень много обращений и по невыполнению решений российского суда, а это значит, что помимо защиты прав граждан Совет Европы помогает несколько дисциплинировать судебную систему».

А вот Елена Панфилова, директор российского отделения международной организации Transparency International, занимающейся проблемами коррупции, уверена, что именно все эти плотные правовые и экономические взаимосвязи с Европой как раз и удержат Россию от разрыва. «Сотрудничество по борьбе с коррупцией, например, у нас всегда было очень конструктивным и плодотворным, – заявила «НИ» эксперт. – В частности, Россия приняла конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. В соответствии с европейским правом наше законодательство и институты модернизировались для более эффективного решения этой проблемы. Международные обязательства подстегивают наших политиков и чиновников, заставляя их принимать внутренние реформы. Не думаю, что конфликт с Советом Европы может быть глубоким – мы слишком тесно взаимосвязаны во всех правовых и экономических областях».

Член думского Комитета по безопасности Геннадий Гудков, участвовавший в разработке российского законодательства в области борьбы с терроризмом и приводивший его в соответствие с нормами Совета Европы, уверен, что выход России из этой организации не будет означать разрыва уже принятых договоров: «Даже если мы выйдем из Совета Европы, то сохраним наше сотрудничество по борьбе с терроризмом, так как оно развивается очень продуктивно, – сообщил «НИ» депутат. – Мы стандартизировали общие подходы, наладили сотрудничество на уровне специальных органов, подписали ряд протоколов, установили плотный информационный обмен. Обрывать это сотрудничество не в российских интересах, и я уверен, что этого не произойдет».

Категорически против разрыва отношений с Советом Европы Анатолий Аксаков, член думского Комитета по финансовому рынку и председатель Ассоциации региональных банков: «Сегодня нам удается очень плотно и конструктивно работать с Международной группой по борьбе с финансовыми злоупотреблениями и Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег, – рассказал «НИ» парламентарий. – Недавно эти эксперты приезжали в Россию и дали очень высокую оценку нашей деятельности, поставив нас на один уровень с Канадой (это даже выше, чем США). Сейчас мы модернизируем наше законодательство, чтобы сделать финансовые проверки более точечными и эффективными, и европейский опыт здесь, конечно, жизненно необходим».

"