Posted 16 августа 2012,, 20:00

Published 16 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:30

Updated 8 марта, 05:30

Жизнь после смерти ГАИ

Жизнь после смерти ГАИ

16 августа 2012, 20:00
На этой неделе исполнилось восемь лет с момента ликвидации в Грузии Госавтоинспекции. Вместо этой, мягко скажем, малоавторитетной еще с советских времен и изрядно коррумпированной структуры в республике 15 августа 2004 года была создана патрульная полиция – с новым личным составом, формой и задачами. Эта реформа стала

О ликвидации ГАИ неизменно сообщают зарубежным высокопоставленным гостям, посещающим в окружении грузинских чиновников уже знакомые всему миру стеклянные здания полицейских участков. Посетители увиденным и услышанным остаются довольны. «Полиция Грузии превратилась в национальный бренд, и наш опыт уже перенимают другие страны», – заметил в одном из интервью экс-министр внутренних дел, а ныне премьер-министр Вано Мерабишвили, который, кстати, предпочитает называть полицию не силовым ведомством, а «сервис-агентством».

Слов нет, нынешняя дорожная полиция не чета ГАИ. Полицейские, не берущие взяток, – не миф, придуманный на потребу иностранцам, а часть грузинских реалий. Взяточников в погонах карают без пощады. Поэтому желающих рисковать своей работой, ставшей и высокооплачиваемой, и престижной, в этой структуре ничтожно мало, если они вообще есть. Нет среди дорожных полицейских и тех, кто берет мзду с водителей по старой привычке: во время реформы личный состав обновился на 85%. Туда пришли новые люди, из которых 90% прежде никогда не работали в полиции. Это всем известно, и к этому в Грузии уже привыкли – как привыкли к новому внешнему облику грузинского полицейского патруля. Экипажи в сине-голубой форме вооружены огнестрельным оружием израильского производства, резиновыми дубинками, электрошокерами, наручниками и передвигаются не на старых советских «жигулях», а на новых «фольксвагенах». Каждый патруль дорожной полиции в Грузии оснащен специальным бортовым компьютером с базой данных на всех автовладельцев. Так что отныне водителям больше не нужно во время езды иметь при себе техпаспорт и водительские права.

Однако эта картина начинает казаться менее радужной после разговоров с автолюбителями и водителями такси. Среди таксистов много бывших гаишников. Хотя мой знакомый Гия – другой случай. В прошлом он инженер, таксует уже лет десять, а за рулем с 1973 года. На вопросы отвечает охотно, но настаивает на анонимности. «Раньше все проблемы с автоинспекцией можно было решить за 3–5 советских рублей. Естественно, «штрафы», как правило, шли в карман гаишнику. Они буквально охотились за водителями. Слава богу, все это осталось в прошлом», – рассказывает он. Но тут же говорит о «новом зле», уже современном – запредельных денежных штрафах за пустячные нарушения, которые буквально разоряют водителей.

Так, на прошлой неделе Гие пришлось выплатить сразу несколько штрафов: «Подвез пассажира, остановился у тротуара, и при этом заднее колесо оказалось на 30–40 сантиметров за чертой стоянки: штраф 20 лари (более 12 долларов. – «НИ»). А потом еще за такую же мелочь – еще 20 лари. Квитанцию на штрафы вручили на почте под расписку. Пришлось раскошелиться на 90 лари, плюс отдал деньги за банковское обслуживание: штрафы наличными не платят».

В последнее время суммы штрафов действительно возросли. Например, как выяснили «НИ», за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотических или психотропных средств положен штраф 300 лари (более 180 долларов), административный арест и лишение водительских прав сроком на один год. Для сравнения: средняя месячная зарплата в стране – порядка 400–500 лари. При этом не стоит забывать, что значительная часть населения (по некоторым оценкам – чуть ли не половина людей трудоспособного возраста) – безработные. Владельцев авто крайне раздражает и то, что штрафы предусмотрены для водителей, не имеющих карточки парковки. В Тбилиси выделили около 400 парковочных мест для водителей с ограниченными возможностями: если на данном месте припаркуется не инвалид, его оштрафуют.

Обязательны и ремни безопасности – для водителя и пассажиров. Штраф за неиспользование ремней – порядка 24 долларов. И этим список прегрешений, за которые может покарать дорожный полицейский, не исчерпывается. При этом от выплаты штрафа водителям не отвертеться. Срок оплаты – 30 дней. В случае просрочек даже минимальный штраф может вырасти до солидного размера. Молодой, но забывчивый автолюбитель Ираклий поведал «НИ» свою поучительную историю про то, как его первоначальный штраф 12 долларов, который он вовремя не оплатил, через двенадцать месяцев вырос до 600. Кроме того, его как злостного неплательщика лишили прав на год. Безусловно, автовладельцы признают и плюсы реформ. Например, все отмечают, что готовые права теперь можно получить без проволочек и взяток.

В полиции говорят, что, только основательно ударив по кошельку, можно приучить постсоветского водителя к дисциплине на дорогах. Оппоненты Михаила Саакашвили отмечают, что штрафы и конфискации имущества являются для государства способом пополнить казну, обеспечивая в том числе и высокие зарплаты полицейским. За это-де полиция (дорожная в том числе) платит президенту преданностью и готовностью бороться с его оппонентами. Например, представители партии «Грузинская мечта», чей лидер миллиардер Бидзина Иванишвили был одним из главных спонсоров полицейской реформы, утверждают, что их необоснованно штрафовали за несуществующие нарушения. Как бы то ни было, количество ДТП, по официальной статистике, за последние два года снижается. Едва ли следует отрицать, что это тоже результат реформы.

"