Posted 16 июля 2008,, 20:00

Published 16 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Второе пришествие викингов

16 июля 2008, 20:00
Вскоре на датских кладбищах могут появиться необычные монументы – контуры кораблей викингов, выложенные из грубых камней. Это могильные участки, отведенные поклонникам древних скандинавских верований, признающих своими верховными божествами громовержца Тора и мудрого Одина. На этой неделе первое разрешение на собствен

Заместитель председателя «Старых традиций» Сорен Фискер так объясняет свою борьбу за права единоверцев: «Многие из наших не хотят покоиться в земле в окружении чуждых им христианских символов, – говорит он со страниц газеты «Кристелиг Дагбладет». – Да и единомышленникам не слишком улыбается исполнять свои ритуалы среди частокола крестов».

Следующим этапом борьбы датских одинопоклонников за свои загробные права станет, по словам Фискера, получение разрешения на захоронения в лесу, поскольку викинги были индивидуалистами, не желавшими покоиться бок о бок с себе подобными. Одинокая могила в лесной глуши – обители богов – вот мечта современных викингов.

Беда лишь в том, что с глухоманью в Датском королевстве туго. Страна распахана вдоль и поперек, лесов практически не осталось, но и в тех жалких рощицах и перелесках, которые еще не успели вырубить, покоя любителям природы нет. Все чаще на их пути встречаются деревья, увешанные пивными банками, пачками из-под печенья и прочими следами современной цивилизации, а солнечные полянки предвещают встречу с группами странных людей в грубой холщовой одежде, водящих хороводы и поющих песни на смутно знакомом языке. Это поклонники древних скандинавских богов, удалившиеся на лоно природы для исполнения своих обрядов, включая свадебные и похоронные. Здесь же увешанные всякой всячиной «зеленые насаждения» – как правило, это мощные дубы – так называемые жертвенные деревья, на сучья которых прицепляются дары богам. Знатоки скандинавской истории при виде подобных картин невольно содрогаются: во времена викингов на ветвях раскачивались человеческие жертвы, и кто знает, как далеко готовы пойти современные язычники.

На датском флаге красуется христианский крест, но сами соотечественники Гамлета в подавляющем большинстве атеисты. Те же, кто задумывается о вечной жизни, все чаще возвращаются к религии далеких предков-викингов. В Дании насчитывается примерно четыре десятка объединений людей, верящих не в рай, а в золоченые чертоги Валгаллы, где оживают павшие воины, и носящих на груди вместо креста молот Тора. «Их несколько тысяч, возможно, значительно больше. Принцип большинства таких сообществ – не регистрировать число своих членов», – считает исследователь явления научный сотрудник Копенгагенского университета Мортен Варминд. Всплеск популярности древних верований в Дании пришелся на 2003 год, когда власти согласились зарегистрировать «Фурн Сюд». С тех пор число членов этого объединения утроилось. Следующей победой язычников стало получение разрешения на официальную регистрацию браков, заключенных в соответствии с древнескандинавскими традициями.

Обряд проходит на лесной поляне, обнесенной зелеными ветками (летом – березовыми, зимой – еловыми). Там молодых и гостей ожидает жрец в белых одеяниях с молотом Тора на груди. «Призываю в свидетели Тора, Шьовна, Ловна, Фрея и Фрею, хранящих обеты, желание и любовь, и объявляю, что эта пара хочет вместе плыть на лодке жизни», – провозглашает служитель культа, вознося руки к Асгорду – жилищу богов. Затем руководитель церемонии зачитывает отрывки из сборника легенд о языческих северных богах, в которых повествуется о сватовстве бога Фрея к великанше Герде. Невеста поначалу отказывалась связывать свою судьбу с богом, но тот соблазнил красавицу волшебным кольцом Драпнером. Каждую девятую ночь это кольцо порождало еще восемь колец. Современные викинги дают друг другу свадебные обещания, держась за кованое железное кольцо, напоминающее о Драпнере: это змея, проглотившая свой собственный хвост. Змея, поедающая саму себя, символизировала у викингов вечность и плодородие. Присутствующим ясно, что прикосновение молодых к кольцу обещает им долгую жизнь и много детей. Церемония завершается распитием медовухи из кубка и принесением жертвы богам – для этого в лесу выбирается дерево покрасивее и пораскидистее. Все проделанное является основанием для занесения пары в датский регистр супругов.

Примерно так же выглядит и официально признанная церемония языческих похорон. Собравшиеся становятся в круг, жрец зачитывает отрывки из сборника легенд (на этот раз – о Валгалле), скорбящие пускают по рукам чашу с медовухой и, опорожнив ее, кладут в могилу единоверца.

Большинство датчан спокойно и даже одобрительно относятся к тому, что скоро на территориях традиционных кладбищ будут отведены участки для язычников. Это все же лучше, чем превращение лесов в территории захоронений. Сегодня среди «викингов» практикуется компромисс: урна с основной частью праха помещается в «официальную» могилу, а горсть пепла развеивается в лесу, после чего на этом месте воздвигается камень с руническими надписями.

"