Posted 16 июля 2008,, 20:00

Published 16 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Побольше такта

Побольше такта

16 июля 2008, 20:00
Ирландцы должны провести повторный референдум и сказать «да» Лиссабонскому договору, если хотят оставаться в Евросоюзе. Примерно так выразил свою позицию президент Франции Николя Саркози, выступая на встрече с товарищами по правящей партии Союз за народное движение. Встреча была закрытой, высказывания президента – неоф

Ирландия – единственная страна ЕС, где ратификация Лиссабонского договора о реформе союзных институтов, сложного юридического документа, была выставлена на референдум. 53% его участников проголосовали против, что можно было ожидать на фоне недовольства ростом цен на нефть и продукты. Договор – это краткий вариант конституции ЕС, проваленной в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах, и его провал в Ирландии вверг Евросоюз в очередной кризис. На нынешней конституционной основе сообщество 27 стран трудно управляемо и тем более не может расширяться дальше.

На июньском саммите в Брюсселе главы государств и правительств стран ЕС высказались за продолжение ратификации. Они вернутся к вопросу в середине октября, когда будет более полная картина.

«Суть избранного сценария в том, что ратификация будет продолжаться в остальных 26 странах Союза, и когда она закончится, найдут достойную форму для переголосования в Ирландии, – сказал «НИ» ведущий эксперт брюссельского Центра европейских политических исследований (CEPS) Майкл Эмерсон. – Это может быть дополнительный протокол к основному тексту, отражающий доводы тех, кто агитировал «против». Тем не менее вопрос для этого повторного референдума должен быть сформулирован так, что новое «нет» Лиссабонскому договору означало бы выход из ЕС. И тогда ирландцы скажут «да». Хватит играть в глупые игры».

Что дозволено экспертам, не дозволено президентам. Хотя этот сценарий, в общем, выполняется, не считая шероховатостей вроде угрозы Леха Качинского не утвердить вотум сейма или выжидание чехов. В среду в Мадриде испанский парламент завершил ратификацию. Сенат проголосовал «за» в соотношении 232 к 6.

Таким образом, Лиссабонский договор официально принят в 23 из 27 стран ЕС. Напомним, что и Конституцию ЕС испанцы в 2005 году ратифицировали на референдуме. Эта страна вступала в Союз в 1986 году, чтобы окончательно порвать с тоталитарным франкистским прошлым, а финансовые вливания из европейского бюджета помогли ей быстро догнать экономически развитых соседей.

Правда, в этом смысле членство в ЕС дало еще больше Ирландии. Из бедных задворок Европы, вечного очага эмиграции, она превратилась в богатейшую страну, которую в ЕС только Люксембург опережает по ВВП на душу населения. Поэтому ставить перед ирландцами вопрос «либо «да» на референдуме, либо вон из Союза» – это как удар ниже пояса. Из Союза они не хотят. Они боятся, что в результате сокращения численности Еврокомиссии, предусмотренного реформой, их маленькой стране не всегда будет доставаться кресло в «европейском правительстве». Этот и другие чувствительные для них вопросы можно снять терпеливой, тактичной и неспешной переговорной работой. Ведь, в конце концов, как свидетельствует история, союзы разваливаются не в результате референдумов, а иногда и вопреки им (вспомним наш перестроечный пример).

Официальный Дублин постарался смягчить скандал. Министр иностранных дел Ирландии Майкл Мартин заметил, что «президент Саркози выступал на частном приеме и как любой демократ имеет право на личное особое мнение о дальнейшем ходе событий. Что нам делать после референдума по Лиссабонскому договору, ирландский народ решит сам. В конце концов, мы примем решение», – сказал министр.

Саркози отправляется с запланированным визитом в Дублин 21 июля, обещая в ходе поездки «только слушать». Но лидеры ирландской оппозиции, которые агитировали «за» договор, встретят его еще более резкими словами, чем правительство. Они уже обвинили французского президента в «нечувствительности и безрассудстве», которые на руку лишь популистам. А в Европарламенте ему посоветовали не брать с собой министра иностранных дел, чтобы еще больше не раздражать ирландцев. Перед референдумом Бернар Кушнер прямодушно заявил, что Ирландия больше других накажет самое себя, если проголосует против договора.

"