Posted 16 июля 2006,, 20:00

Published 16 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

Старая песня о ядерной дружбе

Старая песня о ядерной дружбе

16 июля 2006, 20:00
Иранское руководство в субботу окончательно отвергло предварительные условия для ведения переговоров по ядерной проблеме Исламской Республики, содержавшиеся в предложениях пяти постоянных членов СБ ООН и Германии (так называемой «шестерки»). Это стало логическим завершением серии выступлений секретаря Высшего совета на

Четырехчасовая брюссельская встреча Лариджани с верховным представителем ЕС по внешней политике Хавьером Соланой оказалась безрезультатной, хотя по ее окончании оба политика произнесли немало общих слов о необходимости продолжать переговоры.

Провожая гостя к машине, Солана сказал корреспонденту «НИ», что он «не склонен делать скоропалительные выводы», а сам Лариджани посоветовал «запастись терпением», потому что стороны все еще находятся «в начале длинного пути». Пресс-секретарь Соланы Кристина Галлак сообщила, что «встреча принесла разочарование». «Даны ответы на все вопросы, и если не было больше ответов, то только потому, что не было больше вопросов». Она добавила, что Солана не удовлетворен беседой, но ЕС остается привержен дипломатическому решению проблемы.

Иран отверг все подозрения Запада о его намерении создать ядерное оружие: «Иранская ядерная бомба – это большая ложь», – заявил Лариджани.

...а Хавьер Солана призывает не горячиться.
Фото: AP

Рассчитывает ли Иран на особую роль России в решении его конфликта с Западом? Отвечая на этот вопрос «НИ», Лариджани сказал, что «многое зависит от самой России». «Совершенно очевидно, что у нас давно развивается сотрудничество с Россией в ядерной области, – напомнил он. – С ее помощью мы можем расчищать дорогу. Россия – один из самых важных участников переговорного процесса». Для Тегерана, по его словам, предложения России по урегулированию кризиса остаются актуальными. Россия является важным партнером Ирана, и ее предложения о производстве ядерного топлива за пределами иранской территории «остаются на столе», в том числе по созданию международного консорциума. Но если в начале это был единственный вариант, то потом «появились другие», и у Тегерана есть выбор, отметил Лариджани. Все варианты будут рассмотрены, сказал он. В любом случае, и это главное, «никто не может лишить Иран его неотъемлемых прав согласно международному праву».

А в субботу Абдолреза Рахмани-Фалзи, заместитель Али Лариджани, от имени своего шефа расставил точки над i: «В предложениях Запада есть два предварительных условия, они касаются приостановки ядерной программы и необходимости ответа Ирана на вопросы совета управляющих МАГАТЭ. Иранское руководство пришло к заключению не принимать эти условия европейцев».

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ ОКАЗАЛАСЬ В ИЗОЛЯЦИИ

Все попытки уладить северокорейский ракетный кризис мирным путем, предпринимавшиеся на прошлой неделе дипломатическими ведомствами сразу нескольких стран, провалились. Китайские переговорщики, вернувшиеся из Пхеньяна в минувшую субботу, сообщили, что руководители КНДР отказываются вести какие-либо переговоры по поводу своей ракетной программы, после чего обсуждением проблемы занялся Совбез ООН. Уже в субботу резолюция, осуждающая испытания межконтинентальных баллистических ракет, проведенные северными корейцами 5 июля, была принята единогласно – ее поддержали даже Китай и Россия, обычно выступавшие в роли адвокатов пхеньянского режима.
Однако из первоначального проекта резолюции, предложенного представителями США и Японии, по настоянию Китая было исключено упоминание о возможности военной акции против КНДР – в противном случае китайские дипломаты грозили воспользоваться своим правом вето. В компромиссном варианте заявления СБ ООН говорится о необходимости соблюдать режим нераспространения оружия массового поражения, а кроме того, содержится требование немедленного и полного прекращения всех научно-исследовательских и конструкторских работ по ракетной программе КНДР. Кроме того, странам–членам ООН рекомендуется «воздержаться от поставок в КНДР материалов и технологий, которые могут быть применены для производства и применения баллистических ракет». Представитель КНДР в ООН Пак Ир Йон уже заявил, что его страна «полностью отвергает» принятую резолюцию, и назвал действия международных дипломатов «гангстерскими» и «не имеющими оправдания»

Анатолий ПОМОРЦЕВ

"