Posted 16 июня 2014,, 20:00

Published 16 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Борьба за «черное золото»

Борьба за «черное золото»

16 июня 2014, 20:00
Со дня на день может прекратить работу захваченный на прошлой неделе боевиками ИГИШ (Исламского государства Ирака и Шама) крупный нефтеперерабатывающий завод в Байджи, одном из промышленных центров Ирака, снабжающий бензином и дизельным топливом весь центр страны, и Багдад в том числе. Это приведет к повышению цен на н

Наступление ИГИШ, начавшееся неделю назад, напугало сырьевые рынки, которые отреагировали поднятием цен на черное золото. Вчера баррель нефти марки Brent стоил почти 113 долларов – это максимальный уровень за последние три месяца. Несмотря на утверждения Багдада, что правительственным войскам удалось остановить боевиков ИГИШ на подступах к столице, цены на нефть продолжают расти. Пока рост не такой уж и страшный и не замедляет развитие мировой экономики. Но все может измениться с очередным крупным успехом джихадистов.

Быстро увеличивавшаяся до начала мятежа добыча нефти в Ираке играет важную роль на мировых сырьевых рынках и помогает держать цены на черное золото на не очень высоком уровне, несмотря на огромное сокращение экспорта из Ливии и сохраняющиеся ограничения в отношении Ирана. Американские, китайские и российские компании в последние годы устремились в Ирак, чтобы возродить заброшенные во время войны нефтяные месторождения на севере и юге страны. На момент начала наступления отрядов ИГИШ добыча нефти в стране составляла 3,3 млн. баррелей в сутки, что позволяло ему занимать второе место по этому показателю в ОПЕК после Саудовской Аравии. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что добыча иракской нефти вырастет до 4,4 млн. баррелей в следующем году и почти до 6 млн. в 2020-м. Сейчас весь прогресс и все планы под угрозой. Снижение экспорта иракской нефти в первую очередь скажется на основных ее покупателях – Китае и Индии – и заставит их вновь увеличить закупки иранской нефти. Это, конечно же, на руку Тегерану, потому что укрепит его позиции на начавшемся вчера в Вене пятом раунде переговоров по ядерной программе Ирана.

Сложившаяся в Ираке ситуация на руку и России, значимость нефти которой на мировых рынках тоже должна вырасти. А бюджет нашей страны, это ни для кого не секрет, в значительной степени зависит от цен на нефть, причем эта зависимость с каждым годом все увеличивается. Наверняка рассчитывает сейчас на увеличение продаж нефти и Венесуэла вместе с другими экспортерами черного золота. В явном выигрыше от мятежа и иракские курды, отряды которых занимают позиции бежавших правительственных войск. Курды захватили ряд важных городов, в числе которых и Киркук, где находится одно из самых крупных на севере Ирака нефтегазовых месторождений. Чем дольше продлится конфликт, тем сильнее станет Иракский Курдистан и тем больше шансов, что он продолжит продавать свою нефть в обход Багдада. Соответственно, нарождающаяся курдская государственность будет укрепляться. «Распад Ирака приведет к международному нефтяному кризису, – прокомментировал ситуацию изданию New York Times президент компании Mediterranean International Драган Вукович. – Его результатом станет рост цены на сырую нефть до 150 долларов за баррель».

Пока же негативные последствия войны в Ираке не проявили себя в полной мере. Угрозы нефтяным месторождениям на юге, дающим 90% иракской нефти, нет. Южные районы страны населяют мусульмане-шииты, которых ИГИШ считает своими главными врагами, чуть ли не более серьезными, чем Запад и Израиль. Если дело дойдет до схваток за контроль над югом, противостояние здесь будет особенно кровавым, даже если не принимать во внимание тот факт, что на кону будут миллиардные доходы от экспорта иракской нефти.

"