Posted 16 июня 2005,, 20:00

Published 16 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Без компромиссов

Без компромиссов

16 июня 2005, 20:00
В четверг вечером в Брюсселе открылся один из самых сложных саммитов за всю историю Европейского союза. Члены организации должны решить, продолжать ли процесс дальнейшей ратификации единой Европейской конституции: после провальных референдумов во Франции и Нидерландах многие уже считают это дело бессмысленным. Однако е

Политический кризис, в котором оказался ЕС после того, как французы, а вслед за ними и голландцы дружно сказали «нет» единой Европейской конституции, скорее всего, усугубится экономическим. «Я практически уверен, что мы не определим финансовые перспективы на этом саммите», – заявил премьер-министр Люксембурга, председательствующего в ЕС, Жан-Клод Юнкер, выступая в среду в Европарламенте. Оснований для пессимизма у руководства Евросоюза действительно хватает. Встреча между президентом Франции Жаком Шираком и премьер-министром Великобритании Тони Блэром 14 июня не то что не способствовала сближению позиций Парижа и Лондона, но еще четче обозначила противоречия ведущих держав континента. По выражению одного из французских дипломатов, это был «диалог глухих». После переговоров европейские лидеры даже отказались от совместной пресс-конференции.

По сути, Блэр и Ширак не могут договориться относительно двух главных моментов: Лондон не устраивает сельскохозяйственная политика ЕС, которая предусматривает выделение щедрых дотаций (примерно 13 млрд. долларов в год) французским фермерам, в то время как Париж настаивает на том, чтобы Великобритания отказалась от так называемого британского чека – ежегодной компенсации приблизительно в 5 млрд. долларов, которую страна получает из бюджета союза. Вопрос о «скидке» для Англии в Евросоюзе поставила в 1979 году Маргарет Тэтчер, едва став премьером. В 1984 году ее требование было удовлетворено, поскольку тогда Великобритания была беднейшей страной Объединенной Европы и, в отличие от других членов ЕС, практически ничего не получала из огромных дотаций на развитие сельского хозяйства, которые составляли ни много ни мало 70% расходов бюджета организации. Однако сейчас ситуация изменилась. Теперь Британия стоит четвертой в списке самых богатых стран Евросоюза, и Франция вместе с Германией, Швецией и Нидерландами – самыми большими донорами бюджета ЕС – считают возврат средств по «британскому чеку» несправедливым.

Между тем Лондон ни в какую не желает отказываться от своей привилегии. Во-первых, как не раз подчеркивал британский премьер, его страна «даже с учетом компенсации отдавала бюджету ЕС в два с половиной раза больше, чем Франция». Во-вторых, вопрос о сокращении компенсации для Великобритании, по мнению Блэра, может быть рассмотрен только наряду с пересмотром сельскохозяйственной политики Объединенной Европы, в частности – сокращением субсидий для фермеров. «Тратить 40% бюджета Евросоюза на сферу, в которой занято 2% его населения, бессмысленно», – обозначил свою позицию британский лидер на пресс-конференции в минувший вторник. Ширак, в свою очередь, решительно возражает против сокращения дотаций, ссылаясь на уже достигнутые в 2002 году соглашения о том, что до 2013 года сельскохозяйственная политика ЕС пересматриваться не будет.

В этой тупиковой ситуации призывы канцлера Германии Герхарда Шредера и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу к компромиссу, скорее всего, услышаны не будут. «Если мы не придем к соглашению, Евросоюз будет вовлечен в постоянный кризис, он будет парализован. Со всеми политическими и экономическими последствиями», – предупредил Баррозу накануне саммита. Жан-Клод Юнкер подготовил к встрече компромиссный проект, по которому «британский чек» замораживается на период 2007–2013 годов, после чего будут одновременно рассмотрены вопросы о нем и о сельскохозяйственных дотациях. Впрочем, надежды на то, что этот вариант устроит Лондон, невелики.

Неясно и то, какое решение будет принято относительно дальнейшей ратификации Евроконституции. Накануне встречи Баррозу высказался за то, чтобы сделать в этом процессе паузу. «Я не предлагаю отказаться от ратификации, я предлагаю дать странам период для размышления, поскольку в европейском общественном мнении возможен эффект домино после референдумов во Франции и Нидерландах», – заявил председатель Еврокомиссии за день до решающего саммита.




Во Франции с нелегальными мигрантами будут бороться как с террористами
Дружбе Франции и Германии против США может прийти конец

"