Posted 17 апреля 2016,, 13:46

Published 17 апреля 2016,, 13:46

Modified 8 марта, 03:13

Updated 8 марта, 03:13

Убежище не для всех

Убежище не для всех

17 апреля 2016, 13:46
Финляндия и Россия закрывают границу на севере
Сюжет
Беженцы

За прошлый и начало нынешнего года через два северных погранперехода, Салла и Райа-Йоосеппи, в Финляндию прибыло около двух тысяч человек, в основном граждане Сирии, Афганистана, Индии и Бангладеш. Пересекать границу на севере разрешено лишь на колесах, поэтому беженцы переезжали ее на велосипедах. В декабре прошлого года финские власти запретили использовать этот вид транспорта, и тогда мигранты пересели на старые автомобили, способные доехать из Кандалакши, ставшей своеобразным перевалочным пунктом, до финской границы.

Северный финский маршрут появился как альтернатива «арктическому» погранпереходу между Норвегией и Россией на Кольском полуострове Стурскуг – Борисоглебск, через который в прошлом году успело перебраться в Европу около десяти тысяч мигрантов, в основном «велосипедистов». Россия разрешала покинуть свои пределы лицам, имевшим действительные на ее территории документы, хотя у беженцев не было норвежских или иных европейских виз. После серии совместных консультаций Осло и Москвы «арктический» маршрут закрылся. Как отмечают норвежские обозреватели, российские власти были обеспокоены ростом числа иностранцев на стратегически важном Кольском полуострове, насыщенном военными объектами. Тогда перевозчики людей сделали ставку на северную Финляндию, из которой путь открыт в ту же Норвегию.

В финской Лапландии долгое время повторялась та же история, что и в Норвегии: российские пограничники выпускали из страны иностранцев, легально находившихся в России, но не имевших европейских виз. В их паспортах ставился штамп на выезд, после чего выдворение нелегала из Финляндии назад в нашу страну становилось невозможным.

В феврале, однако, была достигнута договоренность на высшем уровне о прекращении этой практики. Закрытие погранпереходов стало сигналом для преступных группировок, занимающихся контрабандой людей. По сведениям газеты Helsingin Sanomat, в Кандалакше застряло около двух сотен брошенных контрабандистами мигрантов, которых обещали перевезти в Европу через финскую Лапландию.

Паспортный контроль введен во всех странах ЕС, некоторые возводят на своих границах проволочные заграждения, однако до сих пор еще ни одна европейская страна из-за потока беженцев не закрывала погранпереходы. Финляндия стала первой. Хотя Суоми приняла в прошлом году всего около тридцати тысяч беженцев, значительно меньше, чем соседние страны Северной Европы, официальный Хельсинки занял наиболее жесткую позицию в этом вопросе.

На открытии сессии парламента в феврале президент страны Саули Ниинисто выступил с программной речью, в которой высказался за полное закрытие границ для беженцев. «Европа больше не может позволить бесконтрольное перемещение народов. Если злоупотреблять нашим гостеприимством, рухнет вся европейская система ценностей. Мы подписали различные конвенции, подчинились директивам ЕС и приняли соответствующие национальные законы. Нами двигала мечта о помощи всем нуждающимся. На практике же оказалось, что любой человек, произнесший заветное слово «убежище», может свободно приехать в Европу и Финляндию. Право на убежище превратилось в право пересечения границы», – заявил глава Финляндии.

Местные обозреватели оценили эту речь как предупреждение прежде всего Брюсселю о том, что Финляндия более не намерена участвовать в программе ЕС по приему мигрантов и будет блокировать любые решения по этому вопросу.

Сейчас в Европе наступило некоторое затишье. Турция выполняет, хотя и не полностью, взятые на себя обязательства по прекращению «беженского транзита» через свою территорию. Однако в европейские СМИ просочилась информация о том, что скоро Европу захлестнет новый поток беженцев, на этот раз из Ливии. На территории этой объятой гражданской войной страны скопилось не менее двухсот тысяч человек, ждущих переправки в ЕС. Юг Европы превращается в крепость, поэтому часть ливийских беженцев, по мнению экспертов, будет стремиться попасть в ЕС по более длинному северному маршруту, идущему через Россию к границе с Финляндией, тянущейся почти на полторы тысячи километров среди лесов и озер.

"