Posted 16 апреля 2013,, 20:00

Published 16 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:05

Updated 8 марта, 05:05

«Никто и представить себе не мог»

«Никто и представить себе не мог»

16 апреля 2013, 20:00
Такого в Америке не было уже давно. Старейший в США бостонский марафон (он проводится ежегодно вот уже более ста лет) обернулся кровавой трагедией. Два взрыва, прогремевшие в понедельник у финишной черты с интервалом в 12 секунд, тут же унесли жизни троих, включая восьмилетнего мальчика. Теперь вся Америка гадает, кто

Вдвойне шокирует американцев то, что теракт произошел именно в Бостоне. «Наш город – не такой уж большой (примерно 500 тыс. жителей. – «НИ»), здесь, можно сказать, все друг друга знают, – говорит жительница Бостона Людмила Мейтова. – А этот марафон – вообще практически семейное мероприятие. Никто, конечно, и представить не мог, что на нем такое могло произойти». Студентка местного университета Александра Злотникова оказалась неподалеку от места трагедии. «Вначале мы не поняли, что произошло, – рассказала она «НИ», – услышали хлопок: он был не особенно громким. То, что произошел теракт, мы поняли со слов людей, которые пошли с улицы, где был марафон». Как выразилась Александра, первая реакция людей была «паническая». «Люди, не разбирая, какой свет горит, красный или зеленый, старались уйти, – говорит г-жа Злотникова, – на машине уехать было практически невозможно: кругом были пробки. Слышались бесконечные звуки сирен – полиции и «скорой помощи». Сотовая связь не работала: люди давали о себе знать родным по Интернету, хотя он, по словам Злотниковой, плохо работал. Все жители Бостона, с которыми поговорили «НИ», оценивают действия властей высоко. Все отмечают, что на месте происшествия сразу же оказалось много медиков и полицейских.

К сожалению, число погибших может возрасти, так как из 144 человек, госпитализированных в бостонские больницы, 17 пребывают в критическом состоянии. Среди пострадавших российских граждан нет. Самой распространенной травмой стало поражение конечностей. Врачам уже пришлось провести ампутацию ног не менее чем у десятка человек. Характер ран связан с особенностями взрывных устройств, сработавших в Бостоне. Маломощные бомбы, скорее всего, были начинены не пластиковой взрывчаткой, а обычным порохом, а также такими подручными материалами, как шарикоподшипники и мелкие гвозди. Это обстоятельство, по мнению экспертов, указывает на то, что произведены они кустарным способом. Вероятно, преступники (или преступник: вполне может выясниться, что теракт – дело рук одиночки) собирались не столько убить как можно большее количество людей, сколько покалечить их. Еще одно (по другим данным – два) взрывное устройство было обнаружено полицией невзорвавшимся. Полиция сейчас его изучает, стараясь найти отпечатки пальцев или иные следы, которые могут привести к исполнителю теракта.

Официальных версий случившегося пока не озвучено. Следствие вроде бы разыскивает некоего темнокожего мужчину, предположительно с иностранным акцентом, в куртке с капюшоном и рюкзаком за спиной, который за пять минут до взрывов пытался войти в запретную для зрителей марафона зону. Упоминается также и некий гражданин с паспортом Саудовской Аравии, который якобы лежит с раной ноги в одном из госпиталей под охраной. Однако власти утверждают, что никаких задержаний или арестов на начало вторника произведено не было.

Зато в средствах массовой информации практически немедленно появились свои предположения. Газета «Бостон глоб» считает, что нынешний теракт – дело рук исламистов-экстремистов, имеющих обыкновение приурочивать свои преступные деяния к «красным дням календаря». В середине апреля в Массачусетсе отмечается День патриота в память о сражениях при Лексингтоне и Конкорде, с которых началась война за независимость США. Слабость этой версии – в том, что боевики «Аль-Каиды» ориентируются на даты, важные для последователей ислама. Например, их стараниями бомбы рвутся в священный месяц Рамадан. Тем не менее, вне всякого сомнения, «Аль-Каида» – в числе главных подозреваемых, тем более что эта террористическая сеть в последнее время резко активизировалась. На днях взрывы, направленные против иностранных граждан, прогремели в столице Сомали Могадишо. Невольно напрашивается параллель со взрывами посольства США в Кении в 1998 году: как впоследствии выяснилось, этот теракт был своеобразной репетицией «Аль-Каиды» перед взрывом башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

Другие издания с не меньшим резоном указывают, что апрель – это особый месяц и для радикальных антиправительственных групп в самих США. 10 апреля была как раз 20-я годовщина кровавого противостояния в Уэйко, штат Техас, где, окруженные полицией, погибли в пожаре 80 членов религиозной секты «Ветвь Давидова». А 19 апреля – 18-я годовщина взрыва федерального здания в Оклахоме, который рассматривается доморощенными американскими экстремистами как ответ на «преступление правительства в Уэйко». Кроме того, 15 апреля – день окончания подачи налоговых деклараций. Эта дата – тоже известный раздражитель для разного рода антиправительственных активистов.

Хотя президент Барак Обама отреагировал на события в Бостоне очень оперативно, он был осторожен в своих высказываниях и даже не назвал их терактом. «Мы пока не знаем, кто это сделал и почему. И людям не следует делать выводы до того, как на руках у нас будут все факты», – заявил он. Однако, по словам президента, правительство проведет самое тщательное расследование и на преступников, будь это отдельные лица или группы, «падет вся тяжесть правосудия».

"