Posted 16 марта 2016,, 21:00

Published 16 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:14

Updated 8 марта, 03:14

Неуступчивый остров

Неуступчивый остров

16 марта 2016, 21:00
Сегодня начинает работу двухдневный саммит ЕС –Турция по мигрантам. Стороны должны были к началу переговоров уладить некоторые спорные вопросы и подписать соглашение, по которому Анкара в обмен на деньги обязуется резко ограничить пропуск в Европу мигрантов через свою территорию. Однако в объединенной Европе все решени

Председатель Европейского совета Дональд Туск действует сейчас подобно госсекретарю США Джону Керри – тот во время попыток Вашингтона решить палестинский вопрос занимался челночной дипломатией и постоянно ездил в Тель-Авив и Рамаллу. Дональд Туск, недавно колесивший по Балканам и уговаривавший относиться к мигрантам терпимее, на днях срочно летал в Никосию убеждать кипрское правительство смягчить позицию и не срывать саммит ЕС – Турция, который состоится в Брюсселе 17–18 марта. Из кипрской столицы он отправился в Анкару искать компромисс с турецким руководством по остающимся спорным вопросам.

Суть соглашения, которое можно назвать «один на одного», состоит в том, что Европа обязуется переселить каждого сирийского беженца из лагерей на турецкой территории в обмен на каждого мигранта, выдворенного из Европы назад в Турцию.

Разработанному Берлином и продавленному им плану по окончанию кризиса с мигрантами при помощи Турции угрожает опасность. У соглашения, принятого 7 марта на предыдущем саммите за основу, но еще не подписанного сторонами, оказалось очень много оппонентов. Их главная претензия заключалась в том, что Европа идет на чрезмерные уступки Турции.

И это удивительно – как-то иначе происходящее назвать трудно. Евросоюзу, который так рьяно защищает демократию по всему свету, приходится сейчас стыдливо закрывать глаза на вопиющие нарушения демократии в Турции, чтобы не рассердить вспыльчивого лидера страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Турки уже выбили из Брюсселя 6 млрд. евро и, как нетрудно догадаться, на этом не остановятся.

В довершение ко всему ЕС еще придется и отменить визы для миллионов турецких туристов и бизнесменов, которые, конечно, не упустят такой возможности и наводнят континент. Но самая главная и спорная уступка, на которую Анкара заставила пойти Брюссель, – это, конечно, возобновление переговоров по вступлению Турции в Европейский союз. И это при том, что до мигрантского кризиса в Брюсселе неоднократно заявляли, что временно расширять ЕС не будут.

Ангелу Меркель не зря называют самой влиятельной женщиной если не планеты, то Европы уж точно. Ей вместе с союзниками из Еврокомиссии и Евросовета опять удалось продавить свое «детище». Однако в тот самый момент, когда, казалось, что все в порядке и что все преграды на пути сделки расчищены, на европейском корабле вспыхнул бунт.

Президент Кипра Никос Анастасиадис заявил, что его страна не примет требования Турции без выполнения «давнишних обязательств». Под ними руководитель Кипра имеет в виду выполнение резолюций ООН по воссоединению острова. Напомним, еще в 1974 году Турция в ответ на попытку переворота и присоединения острова к Греции оккупировала до 40% территории и создала там в 1983 году Турецкую республику Северного Кипра, признанную только Анкарой.

Греция, у которой к Турции претензий не меньше, чем у Кипра, скрепя сердце согласилась с требованием Анкары о вступлении в ЕС, а вот Кипр идти на компромисс отказался. Конечно, у Брюсселя и Ангелы Меркель найдутся средства для того, чтобы надавить на строптивую Никосию, но дело в том, что поведением Турции и ее требованиями очень недовольны и ряд других европейских стран. Достаточно сказать, что в шантаже и требовании дополнительных денег Анкару обвинили Франция и Чехия.

Премьер-министр Франции Мануэль Вальс, выступая в парламенте, сказал, что работать с Турцией необходимо, но что при этом должен быть исключен даже «малейший намек на шантаж». «Первоначально ЕС предложил Турции три миллиарда, – заявил президент Чехии Милош Земан. – Сейчас она просит уже шесть. Ходят слухи, что дальше цифра поднимется до 20 миллиардов евро. Невежливые люди типа меня называют такое поведение шантажом».

Министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргалло считает, что возврат беженцев из Греции в Турцию «неприемлем и незаконен согласно международному праву».

Можно предположить, что Еврокомиссия в отношении Кипра будет действовать как кнутом, так и пряником. К примеру, она может пригрозить отказом оказывать помощь, если в стране опять случится дефолт. Или резко сократит дотации и выплаты. Если же говорить о прянике, то в ход может быть запущен следующий довод. Даже если согласиться на возобновление переговоров о вступлении Турции в ЕС, самого вступления придется ждать много лет, потому что до приостановки переговоры шли лишь по 13 из 35 обязательных для вступления пунктам.

"