Posted 16 марта 2004,, 21:00

Published 16 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Распалась связь времен

Распалась связь времен

16 марта 2004, 21:00
Ударная волна от мадридского взрыва продолжает катиться по Европе. Под ее влиянием чуть не каждый день рождаются новые идеи и предложения. Некоторые из них настолько радикальны, что способны изменить былые представления не только о союзах, но и о геополитических контурах всего континента. С этой точки зрения весьма пок

Форс-мажорные обстоятельства, возникшие в связи с событиями в Испании, вынудили лидеров двух государств обменяться мнениями. Причем в срочном порядке. И дело не только в том, что нужно объединить усилия в области безопасности, перекрыть дорогу террористам, ограничить свободу передвижения по Шенгенской зоне. Все эти задачи так или иначе решаются. В ближайшую пятницу в Брюсселе собирается экстренное совещание министров внутренних дел и руководителей спецслужб ЕС. Там скажут, какой уровень угрозы – «оранжевый» или «красный» – требуется вводить в странах союза.

Но у политиков своя задача. Объединенная Европа, и без того переживающая не самые легкие времена, оказалась вдруг перед лицом очевидного раскола. Она еще не совсем оправилась от потрясений, вызванных вопросами войны и мира, проектом единой Конституции, отношением к новым членам и старым друзьям. Но все эти вопросы сейчас оказались отодвинутыми на задний план. Как пишет итальянская газета «Република», после Мадрида европейская история пошла по какому-то неведомому пути. Причем уход испанцев из Ирака, при всей важности данного события, – не самая большая особенность текущего момента. Неожиданный шаг нового правительства Испании мало кто рассматривает как проявление трусости.

В конце концов новый испанский премьер Хосе Луис Родригес Сапатеро прав. Пора разобраться, для чего вообще туда направлялись войска, зачем сколачивали коалицию, во имя чего должны гибнуть испанские парни? Никому же не пришло в голову обвинить президента Франции и канцлера Германии в малодушии только за то, что год тому назад они отказались посылать войска на эту странную войну. Были, конечно, попытки поставить Берлин и Париж к позорному столбу. Особенно в этом преуспел Джордж Буш. В мае прошлого года, когда в Вашингтоне объявили, что победа над Ираком «полная и окончательная», он сказал много неприятных слов в адрес пацифистов. Помните, Францию игнорировать, Германию наказать… Правда, Россию простил. Не понятно, за что, но простил. Американский президент сказал Владимиру Путину в Санкт-Петербурге, что зла на него не держит. С тех пор об антивоенной коалиции, получившей в прессе название «ось Париж – Берлин – Москва», ничего не было слышно.

Вспомнили о ней именно в эти дни. Накануне франко-германского саммита Владимир Путин и Герхард Шредер общались по телефону. Канцлер поздравил российского президента с «убедительной победой» на выборах и сказал, что в начале апреля приедет в Москву. Кроме культурной программы – открытия выставки «Берлин–Москва–Берлин 1950–2000» в Историческом музее предстоит серьезный разговор о планах на будущее. Одной из главных тем станет идея «реконструкции оси» с возможным подключением к ней других государств. В качестве кандидатов рассматривается Испания. Именно об этом шла речь и на встрече руководителей Германии и Франции в минувший вторник. Судя по всему, стороны поняли друг друга. Жак Ширак уже заявил, что надеется обсудить проблемы европейского единства с новым испанским премьером на саммите ЕС, который откроется в Брюсселе на следующей неделе.

Контуры новой политической структуры говорят о том, что России в ней отводится довольно почетное место. Если это произойдет, Англия как верный союзник Соединенных Штатов останется в стороне. Вряд ли Тони Блэр поступится принципами и решится порвать с Джорджем Бушем. По крайней мере до выборов последнего. Тогда можно будет забыть о «триумвирате», созданном совсем недавно в Берлине лидерами Германии, Франции и Англии как представителями наиболее влиятельных стран ЕС. С выходом Испании из военной коалиции распался не только антииракский фронт. Распалась, как пишет бельгийская «Суар», связь времен. Европа, видимо, на самом деле начинает новый этап своей истории. Значит, у России появляется новый шанс.



Украина тоже хочет уйти

Украинский парламент сегодня может рассмотреть вопрос о выводе своих солдат из Ирака. В Верховной Раде есть два соответствующих законопроекта, которые одновременно предложили представители блока Юлии Тимошенко и компартии Украины. Эту идею поддерживает и Социалистическая партия Украины. Понятно, что депутатская инициатива вызвана заявлением нового испанского премьер-министра о выводе испанских солдат из Ирака к 30 июня этого года. Однако это вовсе не означает, что Верховная Рада единодушно поддержит решение о возвращении на Украину своих солдат. Сегодня пребывание 1800 украинских военных (четвертого по численности воинского контингента) в иракской провинции Васит – это один из немногих факторов, которые сдерживают американскую администрацию от резких шагов по отношению к официальному Киеву. В первую очередь это вызвано началом широкого наступления администрации президента Украины на остатки не подконтрольных официальному Киеву СМИ.

Речь идет о закрытии радио «Континент», в эфире которого выходили передачи ведущих западных радиостанций. Об этом говорил в Киеве и председатель комитета США по вопросам НАТО Брюс Джексон. Так что если депутаты начнут настаивать на выводе войск из Ирака, то Леонид Кучма может лишиться последнего козыря в отношениях с Вашингтоном. Поэтому не исключено, что подконтрольное президенту парламентское большинство пойдет по самому легкому пути – проголосует против включения этого вопроса в повестку дня. Тем более что наличие в Ираке украинского воинского контингента – это не только политические интересы официального Киева, но и интересы национального бизнеса в Ираке.

Кстати, вчера, еще до депутатской инициативы, представитель МИД заявил, что Украина не собирается выводить свой миротворческий контингент из Ирака. Что касается позиции премьер-министра, то Виктор Янукович заметил, что этот вопрос нужно выносить на широкое обсуждение. «Я был бы неискренним, если бы сказал, что доволен тем, что наши ребята находятся сегодня в Ираке», – добавил Янукович.

Андрей КАПУСТИН, Киев



Ариведерчи, Багдад?

На последнем заседании парламента Италии оппозиция потребовала от премьера Сильвио Берлускони последовать примеру Испании и вывести итальянских солдат из Ирака.

Вопрос о том, что делают итальянцы в Ираке и как долго они там будут оставаться, давно волнует местную общественность. В конце прошлого года, когда близ эль-Фалуджи погибли 18 итальянских карабинеров, этот вопрос встал ребром. Первые голоса протеста против участия Италии в «иракской авантюре» подали члены правящей коалиции. Депутаты от одной из крупнейших парламентских партий «Лига Севера», считавшейся до сих пор надежной опорой кабинета Сильвио Берлускони, выразили глубочайшие сомнения в правильности курса. Во время торжественных похорон убитых карабинеров Умберто Босси – председатель партии – сказал, что молодые итальянцы погибли в чужой стране и за чужие интересы. С ним оказались солидарны большинство римлян.

На сей раз споры разгорелись под влиянием известных событий в Испании. Причем дискуссии возобновились еще до того, как испанский премьер Родригес Сепатеро объявил о намерении вывести свои войска из Ирака. Вместе с другими европейскими лидерами Сильвио Берлускони ездил в Мадрид, где принял участие в манифестации против терроризма. Он шел в одной колонне с бывшим премьером Испании Хосе Мария Аснаром. Память о жертвах терроризма – дело святое. Но уже в тот день в Италии требовали изменить политику «односторонней ориентации» на Вашингтон. И прежде всего в том, что касается военных операций за пределами отечества. Вернувшись из Мадрида, Сильвио Берлускони сказал, что он не может сегодня выходить на демонстрацию против терроризма, а завтра отдавать команду «на выход». Но это не значит, что здесь нет вариантов.

К настоящему времени Италия держит на иракском фронте около 3 тысяч своих солдат. Это бойцы регулярной армии и карабинеры, несущие службу в военной полиции. Они главным образом заняты проблемами гуманитарного характера. Обеспечивают доставку продовольствия, налаживают работу госпиталей, объектов водоснабжения, энергетики и т.д. Тем ужаснее итальянцам было узнать, что на их солдат было совершено нападение в Ираке. Но так случилось. Похоже, теракт в Мадриде до предела обострил чувства итальянцев, негодующих по поводу бессмысленной гибели своих соотечественников. К тому же в последние дни то и дело поступала информация спецслужб, будто террористы готовят взрывы то в одном, то в другом районе Апеннинского полуострова. Решение о дальнейшей судьбе ограниченного контингента войск Италии в Ираке ожидается со дня на день.

Михаил ИЛЬИНСКИЙ, Рим

"