Posted 17 января 2019, 16:13

Published 17 января 2019, 16:13

Modified 7 марта, 16:31

Updated 7 марта, 16:31

Оливье Ведрин: "Brexit превратил английского премьера в объект насмешек"

17 января 2019, 16:13
Французский политолог Оливье Ведрин комментирует итоги голосования в британском парламенте по соглашению с ЕС о выходе Великобритании из Европейского союза (ЕС) и о доверии к кабинету премьер-министра Терезы Мэй. "Первый блин" - уникальная попытка крупной страны выйти из ЕС, пока явно получается "комом".

- Неудивительно, что во вторник, 15 января, британские парламентарии жестоко отреклись от консервативного премьер-министра Терезы Мэй, отклонив 432 голосами против 202, свое соглашение о выходе из ЕС в ходе голосования, которое чуть больше погружает Великобританию в неопределенность менее чем за три месяца до Brexit, - говорит Оливье Ведрин. - Ситуацию называют самым тяжелым поражением британского премьера с 1920-х годов.

Лидер лейбористской оппозиции Джереми Корбин немедленно выдвинул недоверие правительству, назвав результат "катастрофическим". Затем британский парламент в среду, 16 января, отклонил предложение о недоверии премьер-министру Терезе Мэй. В итоге до полной катастрофы Мэй не хватило всего 19 голосов: 325 членов выразили доверие консервативному правительству, а 306 проголосовали за вынесение вотума не доверия.

Эта оценка парламента, выраженная во вторник, 15 января соглашению по Brexit, является результатом весьма своеобразной коалиции между тремя очень разными политсилами: лейбористами, которые спят и видят, как бы им свергнуть Терезу Мэй, чтобы назначить новые выборы и прийти к власти, проевропейски настроенных парламентариев, которые надеются на второй референдум, а также сторонники полного разрыва с ЕС, которые расценивают сделку Терезы Мэй как предательство по отношению к Brexit и призывают к отказу от сделки, которая по их мнению приведет к экономическим потрясениям в стране, надеясь продавить собственное ультра-либеральное видение повестки дня.

Тереза ​​Мэй теперь должна до понедельника представить «План Б». У нее есть несколько вариантов: вернуться в Брюссель, чтобы снова провести переговоры, или попросить перенести дату Brexit, назначенную на 29 марта. Отказ от соглашения, в свою очередь, открывает возможность развода без условий, чего панически боятся в экономических кругах страны. И, надо сказать, что это произошло не потому, что большинству британских парламентариев нравится катастрофический сценарий, а потому, что в Палате общин пока не появилось большинства для другого согласованного решения, нового референдума или даже всеобщих выборов.

Поляризация настроений по Brexit в стране растет - Шотландия призывает ко второму референдуму по Brexit, премьер-министр Великобритании Тереза ​​Мэй должна приостановить процесс и провести второй референдум по членству Британии в ЕС. Об этом во вторник вечером заявила глава Шотландии Никола Стерджон: «Мы не можем позволить себе тратить впустую больше времени. Пришло время отозвать Статью 50», - сказала лидер Шотландии и предложила принять новый закон, который позволял бы дважды проводить всеобщий плебисцит в стране.

А вот взгляд со стороны ЕС: предположение о возможном продлении срока действия статьи 50 Лиссабонского договора, который устанавливает двухлетний срок для выхода из ЕС, в настоящее время находится в центре внимания лидеров в Брюсселе. Лидеры Евросоюза во главе с Дональдом Туском и Жан-Клодом Юнкером подчеркивают, что если этого не произойдет, то жесткий разрыв становится наиболее вероятной опцией. Во вторник вечером они продемонстрировали свое единство и твердость, призвав Лондон прояснить свою позицию.

Что дальше? Пока наиболее вероятным развитием событий представляется, что правительство загнанной в угол Терезы Мэй, действительно попробует перенести дедлайн по Brexit, что протянуть время. Теперь возможно все: «отсутствие сделки», продление статьи 50 Лиссабонского договора или новый референдум, что означает фактический отказ от. Единственно, в чем можно быть уверенным - это то, что Brexit надолго разделил и ослабил британское общество, и превратил Великобританию в объект для насмешек на международной арене.

Подпишитесь