Posted 17 января 2019,, 16:15

Published 17 января 2019,, 16:15

Modified 7 марта, 16:32

Updated 7 марта, 16:32

Долгие прощания: чем запомнились мировые лидеры в ушедшем году

Долгие прощания: чем запомнились мировые лидеры в ушедшем году

17 января 2019, 16:15
Некоторые из них прощались, но не уходили со своих постов, другие наоборот, уходили не попрощавшись...

Остроумно подвел итоги года в такой интересной сфере, как мировая политика, экономист Андрей Мовчан:

«Жизнь – это только разлуки и встречи». В 2018 году эта песня была актуальна как никогда – в самых разных точках земного шара, в самых разных ситуациях.

Прощаемся, но не уходим

В Великобритании 2018 год прошел под звездой кошки – той самой, которая требует, чтобы ее выпустили, но когда открываешь дверь – садится перед ней и не выходит. Главной кошкой была премьер-министр Тереза Мэй, которая мастерски саботировала процесс Брекзита, при этом на словах всячески за него ратуя. Ну как, скажите, можно было запустить формально выход по 50й статье, не имея на руках никакого плана выхода? Как можно было, дав такой рычаг Брюсселю, броситься согласовывать кривой, дырявый и невыгодный для Великобритании план выхода с ЕС, а не со своим парламентом? Как можно было упустить напрашивающуюся возможность скопировать норвежский вариант соглашений с ЕС – скорее всего парламентарии приняли бы его? Так или иначе, год Лондон закончил имея плохой план на руках, но без согласования его парламентом. Через год я напишу, что 15 января парламент ожидаемо провалил план беспрецедентно большим количеством голосов – но это итоги 2018 года, поэтому не читайте последнее предложение.

Великобритания вообще в 2018 году стала центром прощания с остающимися. Сама Тереза Мэй так и не получила в 2018 вотума недоверия (скорее всего и в 2019 она его не получит). Не ушел в отставку, не смотря на собственные обещания и многочисленные обвинения (вплоть до харрасмента секретарш в парламенте) и спикер Джон [Сноу] Берков, яростный «римейнер», противник Мэй и вообще – тори, имеющий широкую поддержку лейбористов. 2019 год станет в каком-то смысле годом битвы этих двух уникальных персонажей на фоне каунтдауна (последний отсчет, - прим.ред)– меньше трех месяцев осталось до дня Д.

Уходим, но не прощаемся

В двух странах мира, противоположных во всех мыслимых и немыслимых отношениях, в 2018 году наступил конец тому, что уже казалось вечным.

На Кубе больше не правит режим Кастро - Рауль ушел, и не нашлось у Кастро младших братьев чтобы его сменить. Но Куба не прощается со светлым коммунистическим будущим - Мигель Диас-Канель выбран новым руководителем страны, он поведет кубинцев по старому пути, в точном соответствии с заветами революции и Фиделя.

В Германии «вечный» канцлер, великая Ангела Меркель объявила о своем уходе с поста руководителя правящей партии – и в перспективе с позиции канцлера. Этот достойный всяческого восхищения поступок не лишил ее власти – до 2021 года она будет управлять крупнейшей экономикой Евросоюза и самым значимым партнером и товарищем России в ЕС, так что мигрантам, «Северному Потоку-2» и дружбе с Россией в ближайшие годы – быть.

Не прощаемся и не уходим

Приличных политиков типа Ангелы Меркель в 2018 году было немного (приличных политиков вообще практически не бывает) – зато много было неприличных, тех, кто откровенно держался за власть, отпихивая конкурентов (явных и мнимых) и игнорируя народное мнение.

В Венесуэле Мадуро на фоне полного развала экономики и потери управляемости в стране выиграл выборы, пережил покушение, и, несмотря на то, что был даже назван парламентом узурпатором, не собирается сдаваться. Преемника печально известного Уго Чавеса стоит занести в книгу рекордов Гиннеса – кажется никому еще не удавалось сохранить народную любовь на фоне доведения населения до тотальной нищеты и голода, разрушения промышленности, увеличения преступности в десятки раз, инфляции в 1 700 000% и 10% жителей, бежавших из страны за год.

Владимир Путин в России тоже выиграл выборы – правда в книгу рекордов Гиннеса ему не попасть ни по категории «время пребывания у власти» (а что – президент Камеруна пошел на 3-й срок, уже 36 лет сидит в офисе), ни по категории «предел народного обожания» (редкий диктатор за пару лет до свержения не получал на выборах более 90%), ни по статье «развал страны» - в России всего-то шесть лет стагнация, сопровождающаяся падением доходов населения с пика в сумме на каких-то жалких 15%.

Еще в одной стране мира с суверенной демократией – Турции - в 2018 году прошли выборы Президента, на которых ожидаемо победил бессменный уже 15 лет руководитель страны Реджеп Эрдоган. Победил он, как и 4 года назад, за счет сельских районов – приморские развитые районы Турции проголосовали за его соперника, а курдский юго-восток – за своего кандидата. Эрдоган может претендовать на место в книге рекордов Гиннеса в разделе политической эквилибристики – будучи «светским» политиком в мусульманской стране, в которой власть разделена с религией еще Мустафой Кемалем, он умудряется пользоваться поддержкой исламских радикалов и выигрывать выборы против «светского» конкурента; будучи президентом страны, исторически опирающейся на армию как на опору порядка, он сумел сохранить власть в армейском путче 2016 года и фактически уничтожить верхушку вооруженных сил; находясь в буквальном смысле «между» Европой, Ираном, Россией, Сирией, суннитами и шиитами, исламскими террористами, китайскими и среднеазиатскими газовыми интересами и балканскими газовыми потребителями, он умудряется конфликтовать с Грецией, сохранять оккупацию трети Кипра – и стоять на пороге ЕС; ссориться и договариваться со всеми сторонами сирийского конфликта одновременно, решая свои проблемы; обеспечивать поставки газа из России, Азербайджана, Средней Азии – и не выпускать из рук контроль за процессом; не слушаться США и не получать оплеух от Трампа. Единственное, что Эрдогану не подвластно – это экономика. До середины нулевых Турция была одним из самых перспективных рынков мира. За время правления Эрдоган развалил только-только собравшуюся удачную экономическую модель, и сегодня Турция находится в кризисе, какого не видела лет 25, а то и больше.

Неподалеку, на территориях, некогда принадлежавших Турции, в 4-й раз сформировал правительство по итогам выборов Виктор Орбан – премьер Венгрии. Борец с «агрессорами» из Евросоюза, за «христианские ценности» и против мигрантов, Орбан похож на Эрдогана в том числе и тем, что вместе со своей партией является протеже малообразованных венгров из сельских районов – города проголосовали против его партии.

В Китае выборов толком и не было, там первое лицо государства назначается клубом высших партийных чиновников, но до 2018 года в Поднебесной считалось что один и тот же великий китаец может занимать этот пост не более 10 лет. 11 марта депутаты Всекитайского собрания народных представителей приняли решение о снятии этих ограничений. Теперь Председатель КНР Си Цзиньпин сможет остаться на своем посту пожизненно. А что – чем он хуже Владимира Путина, тем более что экономика Китая растет на 6% в год!

Никуда не ушел в 2018 году и Президент Трамп – несмотря на постоянно предрекаемый ему импичмент, отставки и посадки приближенных и высших чиновников, обвинения во всех грехах от сексуальных домогательств до работы на Россию и, наконец, шатдаун под конец года. Трамп не уходит и не собирается прощаться – он скорее всего пойдет на выборы в 2020 году и вполне возможно их выиграет.

Злейшие враги Америки и Трампа, иранские аятоллы, тоже не собираются прощаться, даже после массовых протестов в январе («30 убитых – это ничто», по словам Хаменеи). Иран под суровыми санкциями (США в 2018 году вышли из «ядерной сделки») существует не слишком богато, но – намного лучше, чем Венесуэла.

Ну и о смешном: Мухаммаду Бухари, нигерийский президент, получивший в первый раз власть в 1983 году, весь 2018 год вынужден был опровергать слухи о том, что он уже умер, а его место занял самозванец – уроженец Судана. Судя по всему, это действительно неправда и 76-летний президент Нигерии (в прошлом – генерал-майор) продолжит править страной и в 2019 году.

Уходим и прощаемся

Но иногда даже неприличные политики вынуждены уходить. В Армении мирная революция снесла Сержа Саргсяна, а в Малайзии правящая партия «Баризан» потеряла власть после 61 (!!! – Единая Россия, ау!) года правления. Доктор Махатир бин Муххамад привел к власти оппозицию и стал премьер министром. Он тоже помещается в нашу книгу рекордов Гиннеса – на момент победы доктору исполнилось 92 года. Глава «Баризана» Наджиб Раззак, конечно, арестован, и, что удивительно, по обвинению в коррупции.

В Зимбабве тоже новый президент – на выборах, прошедших после отстранения в 2017 году Мугабе, победил кандидат от правящей партии; но все-таки эра Мугабе закончилась.

Иногда они уходят и прощаются сильно после смерти. В 2018 году генералиссимуса, каудильо Испании с 1936 по 1975 годы, Франси́ско Паули́но Эрменехи́льдо Тео́дуло Фра́нко Баамо́нде было решено эксгумировать и перенести его захоронение с аллеи героев. Пришел конец еще одному диктатору – по моему личному убеждению далеко не самому плохому, и уж точно значительно более достойному пантеона чем та свора, что лежит у Кремлевской стены, начиная с забальзамированного вождя мирового пролетариата и разбальзамированного генералиссимуса СССР. Есть в чем нам брать пример с Испании.

Наконец, уходят и прощаются не только генералы и президенты. Дженерал Электрик уходит из DJIA – последняя компания, которая была там с самого начала расчета индекса. Увольнение 14 000 сотрудников не помогло – старая экономика оставляет позиции, новая - набирает.

"