Posted 16 января 2013,, 20:00

Published 16 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:10

Updated 8 марта, 05:10

Сократили – прослезились

Сократили – прослезились

16 января 2013, 20:00
Швеция практически безоружна и не сможет отразить внешней агрессии. Это высказывание командующего вооруженными силами Швеции Сверкера Йорансона, сделанное на днях, произвело в стране эффект разорвавшейся бомбы. Сейчас день за днем аналитики, журналисты и политики обсуждают «смертельный диагноз», поставленный генералом

Свой сенсационный вывод высокопоставленный генерал сделал по итогам военной игры, проведенной перед Новым годом. «Мы сможем оборонять страну не более недели, и это при том, что нападение будет носить ограниченный характер», – уточнил Сверкер Йорансон. Тот факт, что шведская оборона благодаря серии последовательных сокращений военного бюджета уже не та, что была прежде (в конце 1950-х вооруженные силы страны считались третьими по силе в Европе после СССР и Великобритании), ни для кого новостью не является. Сенсацию вызвало ничтожное время сопротивления.

В 1985 году, когда началась большая волна сокращений в армии и на флоте, Швеция располагала 116 батальонами – сегодня их осталось семь. Батарей береговой артиллерии и батальонов амфибий в то время насчитывалось 28 (сейчас 1), кораблей ВМС – 125 (сегодня 22), многоцелевых истребителей – 320 (сегодня 100). Значительно ухудшило обороноспособность страны введение контрактной армии вместе призывной. Этот факт отмечают, к примеру, эксперты в Финляндии, которые с беспокойством глядят на соседнюю страну, ставшую «беззубой».

Министр обороны Финляндии Карл Хаглунд в интервью газете Helsingin Sanomat отметил, что его страна способна защитить себя в одиночку, а председатель парламентской комиссии по обороне Юсси Нийнисте уточнил высказывание министра: «У Швеции только контрактная армия численностью в 50 тысяч человек, а у нас – крепкая резервная. Своими реформами Швеция уже давно ослабляет свою способность защищаться, последствия этого пугают».

Министр обороны Швеции Карин Энстрем несколько дней назад попыталась утихомирить страсти. «Меня устраивает, что Швеция способна защищать себя в течение недели от ограниченного вторжения», – заявила она. Решение перейти на контрактную армию, по мнению г-жи Энстрем, также было правильным.

«Что касается России, то ситуация там неоднозначна, – рассуждает министр на страницах газеты Dagens Nyheter. – Мы наблюдаем несколько противоречивых тенденций. Растущий средний класс требует демократии и больше свобод, руководство же страной двигается в противоположном направлении. Это правда, что Россия наращивает свои вооруженные силы, но этот процесс начался с крайне низкого уровня, поэтому я бы не стала делать поспешных выводов».

Критики в парламенте отнеслись к высказыванию главы оборонного ведомства как к легкомысленному. «Россия интенсивно вооружается, и я считаю, что ситуация обострилась по сравнению с несколькими годами ранее», – утверждает член парламентского комитета по обороне Микаэль Оскарссон. В то же время многие военные эксперты отмечают, что в будущем гипотетический вооруженный конфликт в регионе станет, скорее всего, частью глобального противостояния, при этом невозможно предугадать, из-за чего оно начнется.

Сторонником такого сценария среди прочих является бывший посол Швеции в Москве Свен Хирдман, написавший аналитическую статью в Dagens Nyheter под заголовком «Сильная оборона нужна и при отсутствии угрозы с востока». Бывший посол перечисляет возможные факторы, которые могут привести к войне: нехватка пищевых и энергетических ресурсов в мире, рост националистических и ксенофобских настроений в Европе. Вероятно, предупреждение командующего шведскими ВС парламент воспримет как руководство к действию, и оборонный бюджет будет увеличен. Кардинальным же решением вопроса стало бы вступление Швеции в НАТО, но большинство населения страны выступает против присоединения к альянсу.

"