Posted 16 января 2011,, 21:00

Published 16 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:29

Updated 8 марта, 06:29

«Норвежца года» выдворяют из страны

16 января 2011, 21:00
В понедельник в Москву из Норвегии на борту самолета должна прибыть, наверное, наиболее упорная соискательница убежища в странах Скандинавии – ранее проживавшая в одной из республик российского Северного Кавказа 25-летняя писательница Мария Амелия. Под этим псевдонимом девушку знает вся Норвегия, ее настоящее имя не ра

Подобные истории тысячами происходят с иностранцами, желающими остаться в «скандинавском раю», но в данном случае на дыбы встала вся Норвегия. По стране прошли демонстрации с требованием оставить девушку в покое, сюжеты о ней заполнили экраны телевизоров и страницы газет, и даже правящая коалиция затрещала под ударами внутренних противоречий, связанных с исполнением закона о высылке незаконных иммигрантов. Ведь власти собрались отправить в Россию человека, получившего в 2010 году почетный титул «Норвежца года».

Мария Амелия бежала из России вместе с родителями в 2000 году в Финляндию, но затем, получив отказ в предоставлении убежища, семья перебралась в Норвегию. В 2004 году норвежские власти сочли историю о преследованиях беженцев с Кавказа неубедительной, и беженцы перешли на нелегальное положение. Мария Амелия, не имея документов и легальных средств к существованию, сумела получить высшее образование. Она окончила Университет Тронхейма, получила профессию инженера-технолога, а осенью прошлого года прославилась на всю страну, выпустив автобиографическую книгу «Незаконная норвежка», в которой рассказала о своем «бомжевании» в самом богатом государстве Европы. Наградой стало присуждение ей популярным еженедельником Ny Tid звания «Норвежца года», которого обычно удостаиваются известные спортсмены, выдающиеся ученые и деятели культуры. Но по следу беженки, решившей «высунуться», пошло подразделение полиции, занимающееся делами иностранцев. Ее схватил наряд из восьми копов сразу после выступления перед школьной аудиторией в Лиллехаммере.

Буря поднялась на всю страну. «Почему мы даем убежище террористам и явным социальщикам и высылаем талантливого человека с норвежским высшим образованием, который может принести пользу стране?» – лейтмотивом звучало в выступлениях защитников писательницы. Премьер-министр Енс Столтенберг, отбиваясь от обвинений, заявил: «Я понимаю чувства демонстрантов, но в то же время должен соблюдать закон. Эта девушка, как и ее родители, получила отказ в просьбе об убежище, а значит, подлежит высылке. Если сделать исключение, сигнал будет истолкован в окружающем мире таким образом, что важно лишь достаточно длительное время продержаться в Норвегии, и власти пойдут на уступки. Нас захлестнет поток нелегалов».

Действия премьера критикуют даже члены правительственной коалиции, считающие, что в случае с «Норвежкой года» можно не быть столь твердолобым. «Если Марию Амелию нельзя оставить как беженку, ей следует дать вид на жительство как ценному специалисту», – утверждают оппоненты главы правительства. По закону, к категории ценных специалистов относятся люди, зарабатывающие в год не менее 500 тыс. норвежских крон (около 70 тыс. евро), или являющиеся незаменимыми работниками на предприятии. Компании, желающие принять на работу подвергшуюся гонениям знаменитость, уже выстроились в очередь. Среди них оказался и государственный нефтяной концерн Statoil, о деятельности которого Мария Амелия писала дипломную работу. Победителем в борьбе за беспаспортную девушку стал технический еженедельник Teknisk Ukeblad, подписавший с ней контракт на работу журналистом. Тем не менее ведомство по делам иностранцев заявило, что Мария Амелия должна обратиться за разрешением на работу со своей родины и вообще ей следует обзавестись российскими документами. «У меня там никого нет, я еду в пустоту», – прокомментировала предстоящий отъезд носительница престижного титула.

"