Posted 15 декабря 2014,, 21:00

Published 15 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:07

Updated 8 марта, 04:07

Кусок «белого безмолвия»

Кусок «белого безмолвия»

15 декабря 2014, 21:00
Дания обратилась в Комиссию ООН по границам континентального шельфа с заявкой на территории Арктики, простирающиеся за пределами двухсотмильной экономической зоны этой страны. Многие датские СМИ, сообщая об этом историческом шаге, не скрывают своего беспокойства, поскольку Копенгаген, по их мнению, будет втянут в проти

Дания, в течение четырнадцати лет изучавшая, как далеко простирается ее континентальный шельф на севере, радикально увеличила свои первоначальные притязания. Если поначалу предполагалось заявить претензии на 150 000 кв. км дна, то в заявке, которую Копенгаген передаст на экспертизу ООН, фигурируют уже около 900 000 кв. км. На что именно претендует Дания, неизвестно: до рассмотрения заявки по существу такая информация не подлежит разглашению. Однако датские СМИ сообщают со ссылкой на «посвященные источники», что на значительную часть территорий, которые Копенгаген хочет объявить своими, претендуют Канада и Россия. Наша страна, напомним, в 2015 году собирается подать заявку на расширение арктического шельфа. Как заявлял министр ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, предполагается «прирезать» к российской территории 1,2 млн. кв. км в Северном Ледовитом океане.

«Арктическая гонка» с участием России, Канады, Норвегии, Дании (благодаря принадлежащей этой стране Гренландии) и США началась почти два десятка лет назад, после вступления в действие Конвенции ООН, согласно которой государства получили право расширить свои территории за границы 200-мильной зоны на пространство, «являющееся продолжением континентального шельфа». ООН при этом взяла на себя лишь экспертную роль. Договариваться странам, в случае возникновения споров о новом прохождении границы, придется между собой.

Каждое из арктических государств поставило своей целью отхватить как можно больший кусок территории. Страсти подогревались предварительными оценками геологов, полагавшими, что в районе Северного полюса может быть сосредоточено до четверти мировых запасов углеводородов. Кроме того, глобальное потепление со временем откроет для движения стратегические арктические маршруты, сокращающие путь между удаленными регионами нашей планеты.

Однако, как полагают некоторые датские эксперты, кусок дна, на который претендует родина Гамлета, может оказаться ей не по зубам. Экономические же выгоды от арктических приобретений, по крайней мере в видимой перспективе, ничтожны.

«Сменявшие друг друга правительства Дании и ответственные чиновники вели себя в период сбора информации для составления заявки в ООН с решительностью и непреклонностью, характерной для минувших времен. В данном случае речь идет о классической стратегии завоевателей, при которой государство расширяет свои владения лишь потому, что это возможно. До сих пор никто внятно не объяснил, какие выгоды получит страна от присоединения территорий», – рассуждает обозреватель газеты Politiken. Издание сетует на то, что процесс сбора сведений о продолжении шельфа и составления заявки в ООН проходил за закрытыми дверями, без парламентских слушаний.

По мнению датских экспертов, значительное расширение территориальных претензий Копенгагена по сравнению с первоначальными планами и соответственно «вторжение» в зоны интересов Канады и России произошло по двум причинам. Во-первых, ради сохранения в составе Дании Гренландии, которая в последние годы целенаправленно движется к отделению от метрополии. Гренландия в 2009 году объявила о том, что все минеральные ресурсы на ее территории, как на суше, так и на дне моря, принадлежат ей. Однако этот самый большой остров в мире с населением всего 70 тысяч человек не имеет ни политических, ни военных, ни экономических ресурсов для отстаивания своих интересов в мире. У Копенгагена появился шанс показать гренландцам выгоду пребывания острова в составе Дании и таким образом охладить сепаратистов.

Вторая причина – политика Канады на севере. В 2013 году Оттава разорвала договоренность с Копенгагеном о невключении в список своих притязаний удаленных территорий, на которые могла бы претендовать и Дания. Эти районы предполагалось оставить «ничейными». Однако канадский премьер Стивен Харпер, сделавший Арктику своим внешнеполитическим коньком, дал отмашку на экспансию вплоть до Северного полюса, подготовив почву для конфронтации как с Данией, так и с Россией.

Кстати, между Копенгагеном и Оттавой уже много лет ведется так называемая «флажная война» за крошечный островок Ханса, расположенный между Канадой и Гренландией. Канадские и датские военные экспедиции периодически устанавливают на скалистом клочке суши свои национальные флаги, что каждый раз вызывает бурную дипломатическую реакцию противоположной стороны. Борьба за незначительный остров объясняется тем, что его обладатель может провозгласить своей собственностью важный участок Северо-западного прохода, а значит, монопольно контролировать и весь стратегический маршрут, сокращающий морской путь между Северной Америкой и Японией. Канада считает Северо-западный проход своими территориальными водами. Остальные приарктические государства, в том числе США и Дания, настаивают на его «общемировом» статусе.

"