Posted 15 декабря 2004,, 21:00

Published 15 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Азиатский тигр в «красном поясе»

Азиатский тигр в «красном поясе»

15 декабря 2004, 21:00
Вслед за Гонконгом, где на выборах этим летом победили «люди Пекина», в другой азиатской стране – на Тайване – к власти приходят националисты, также выступающие за сближение с Китаем.

Как следует из объявленных вчера итогов голосования, националистическая партия Гоминьдан займет в местном парламенте 114 мест из 225. Это, однако, не значит, что власть уже выпала из рук ее соперницы – Демократической партии. Президентом Тайваня остается демократ Чень Шуйбянь, который уже признал свое фиаско, но с поста лидера партии пока не уволился.

Отношения с Китаем – главная тема, вокруг которой разыгрывались предвыборные страсти. За Гоминьдан главным образом голосуют потомки тех «белокитайцев», что бежали на остров от «красных» в 1949 году. Пока в КНР правил Мао, постоянно грозивший вернуть остров силой, политику Гоминьдана, естественно, отличал «махровый» антикоммунизм. Тем не менее и «красные», и «белые» солидарно считали, что Тайвань – часть Китая и однажды он должен воссоединиться с «большой землей».

Президента Чень Шуйбяня и его Демпартию поддерживают аборигены, потомки местных племен, которые даже внешне отличаются от «материковых» китайцев и которых на острове большинство. Его Демпартия стремится к независимости Тайваня, за что в Пекине ее называют «сепаратистской».

Тем не менее предпосылки к сближению просматриваются. Главная, шутят местные комментаторы, в том, что нынешнее руководство в Пекине все больше напоминает редиску: красное оно только снаружи, внутри – белое. В ЦК КПК, как и в Гоминьдане, давно уже исповедуют вовсе не лозунги Мао, а обыкновенный национализм.

Азарта предвыборным спорам добавил оборонный бюджет, который предлагал президент Чень Шуйбянь. Чтобы противоборствовать 700 ракетам «земля–земля», которые Пекин сосредоточил на своей стороне Тайваньского пролива и нацелил на остров, правительство объявило о закупке вооружений на 20 млрд. долларов в течение нескольких лет.

Переизбравшись на второй президентский срок в марте этого года, Чень Шуйбянь решил сменить оборонительную военную доктрину на наступательную: он провозгласил своей целью создание «баланса страха». На острове успешно прошли испытания ракеты класса «земля–земля» с радиусом действия 300 км. В случае если ракеты с «большой земли» упадут на Тайбэй, островитяне в ответ готовы «распатронить» небоскребы Шанхая и Гонконга.

«Если вы запускаете в меня 100 ракет, я должен запустить 100 ракет в вас или хотя бы 50», – грозил тайваньский премьер-министр Ю Сюйкинь.

Субботние выборы показали, однако, что большинство островитян участвовать в этой «игре бицепсами» не желает. Уровень жизни на Тайване такой же, как в Западной Европе. Терять зажиточный и спокойный статус ради абстрактной идеи независимости, провоцируя при этом огромный Китай, местное население не склонно. Тайваньские эксперты, с которыми побеседовал корреспондент «НИ», не исключают, что теперь грандиозный военный бюджет, заложенный демократами, под давлением Гоминьдана будет урезан наполовину, а премьер Ю Сюйкинь должен будет выйти в отставку, уступив место государственному деятелю, настроенному куда более дружественно к Поднебесной.



КОНТЕКСТ

Тайвань – страна-коктейль. Тут, как в шейкере, китайская цивилизация, которой 3 тысячи лет, перемешана с «космополитизмом» и самыми современными проявлениями глобализации. Нищие хижины находятся на расстоянии вытянутой руки от роскошных 70-этажных гостиниц. Народ молится языческим богам и одновременно раскручивает одну из самых мощных компьютерных индустрий в мире (здесь выпускают почти 100% всех сканеров в мире, страна также на 1-м месте по производству ноутбуков).

"