Posted 15 октября 2006,, 20:00

Published 15 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Чрезвычайный и полномочный посол Италии в РФ Витторио Клаудио СУРДО:

Чрезвычайный и полномочный посол Италии в РФ Витторио Клаудио СУРДО:

15 октября 2006, 20:00
Италия остается одной из самых популярных зарубежных стран для наших соотечественников. Контакты между Москвой и Римом постоянно растут. Камнем преткновения для российских туристов остается сохранение визового режима, о перспективах отмены которого немало говорили власти двух стран. Однако усиление борьбы с нелегальной

– Господин посол, бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони обещал Владимиру Путину содействие в отмене визового режима между нашими странами, а также между ЕС и Россией. Будет ли в этом плане происходить какое-то реальное продвижение вперед при Романо Проди, нынешнем главе итальянского правительства?

– Конечно, будут дальнейшие подвижки, изменения в этом вопросе. Прежде всего, надо сказать, что касается России, то Италия еще пять лет назад заключила с ней двусторонний договор (в частности, об облегчении визового режима. – «НИ»). И когда наш премьер-министр Романо Проди встречался здесь с предпринимателями, их внимание было обращено на необходимость скорейшего решения этого вопроса. Мы постоянно помним об этой проблеме, стараемся сделать все возможное и надеемся, что в ближайшей перспективе мы сможем прийти к отмене виз. К сожалению, Италия в одностороннем порядке не правомочна принимать такие решения. Этот вопрос должен быть согласован со всеми странами Шенгена, что не так-то просто.

– Как вы полагаете, сложатся ли у Романо Проди такие же дружественные и теплые отношения с российским президентом, какие установились между Сильвио Берлускони и Владимиром Путиным?

– Я уверяю и настаиваю на том, что личные отношения у двух руководителей очень хорошие и душевные. Тем более что они знают друг друга еще с тех пор, когда Романо Проди был председателем Еврокомиссии. Хотя понятно, что стиль поведения у Берлускони и у Проди совершенно различный, у каждого свой характер, свои привычки.

– В минувший уикенд у берегов Италии было задержано очередное судно с нелегальными мигрантами из Африки, которые через вашу страну нередко расселяются по всей Европе. Как пресечь подобную практику?

– Философия нынешнего правительства заключается в том, чтобы в тех странах, откуда идет поток эмиграции, создать условия, при которых эти люди больше не будут стремиться покинуть свое отечество. Италия терпит огромные затраты на организацию морских патрулей, пунктов приема, содержания, питания и прочее. Если все хорошо подсчитать, то может оказаться дешевле создание минимума приемлемых условий в странах исхода, чем тот уровень расходов, который мы вынуждены поддерживать сейчас. Но понятно, что эту цель можно ставить только на перспективу, поскольку процесс потребует времени. Сейчас же мы можем только принимать усилия по сдерживанию потока беженцев. Италия считает, что эта проблема касается не только самих итальянцев, а является общеевропейской проблемой. Таким образом, необходимо сотрудничество правительств всех европейских стран. Мы не хотели бы остаться один на один с этим явлением. Несколько дней назад Романо Проди, его испанский коллега Хосе Луис Родригес Сапатеро и президент Франции Жак Ширак выступили с совместным обращением, подписав письмо, адресованное правительствам других стран Европейского Союза. Мы понимаем, что страны Северной Европы в значительно меньшей степени страдают от нелегальной миграции, но есть такая вещь, как солидарность, и мы хотим, чтобы нам помогали. Тем более что далеко не все нелегалы задерживаются в Италии. Одновременно существует и другой аспект проблемы. Объективно Италия испытывает потребность в дополнительной рабочей силе. Поэтому необходимо выработать такие меры, которые позволят поставить этот процесс на законную основу, с тем чтобы приезжали именно те, в ком мы испытываем потребность, и одновременно положить конец незаконной миграции. Эти люди должны понять, что при определенных условиях они смогут приехать в Италию вполне легально, что окажется для них не только гораздо дешевле, но и безопаснее, потому что зачастую незаконный процесс переезда в Италию становится крайне опасным для жизни и здоровья.

– А что можно сказать о мигрантах из России?

– Россия не фигурирует в числе стран, которые представляют опасность в плане миграции. Насколько нам известно, Россия также не должна рассматриваться как страна, предоставляющая возможности для транзита эмигрантов, приезжающих из других стран. В этом плане мы не ощущаем каких-либо проблем с Россией. Но всегда найдется кто-то, кто говорит о китайской или русской мафии. Можно сказать так, что это не является проблемой в Италии. Но, конечно, отдельные случаи каких-то преступных действий всегда присутствуют. На 31 декабря 2005 года российским гражданам было выдано всего около 900 видов на жительство, из них 700 – для лиц, приезжающих с целью обучения.

– Итальянцы активно участвуют в миротворческом контингенте в Ливане. Но кто же все-таки займется выполнением резолюции СБ ООН номер 1701 по разоружению «Хезболлы», или это останется благими намерениями?

– Прежде всего, следует отметить, что полностью контингент еще не развернут, процесс завершится к концу этого месяца. У нас очень четкое понимание по разоружению сил «Хезболлы». В компетенцию мандата, предоставленного международным силам, оно не входит. Понятно, что если не будет соблюдаться дух резолюции, то просто так, конечно, никто не будет сидеть сложа руки. Разоружение «Хезболлы» – это межливанская проблема, и мы надеемся, что она будет решена в рамках внутриливанского политического диалога.

– Сколько граждан вашей страны погибло в Ираке, и будут ли из этой страны выведены итальянские военные?

– Всего погибло 35 человек. И это немало, учитывая, что Италия не является воюющей стороной. Итальянцы прибыли в Ирак не для осуществления боевых действий, в отличие от американцев и англичан, а в рамках оказания помощи в период после завершения этих действий. Левая коалиция, которая сейчас у власти, изначально была против участия Италии в иракской кампании, поскольку она осуществлялась не под эгидой ООН. Что касается вывода итальянского контингента, то он будет выведен, и процесс уже начался. Вывод должен быть завершен в течение полутора месяцев. Мы постарались сделать все максимально корректно после соответствующих консультаций и с иракскими властями, и с нашими союзниками. Со временем помощь Италии Ираку примет другие формы. Она будет осуществляться в виде экономической, социальной и гуманитарной помощи.

"