Posted 15 сентября 2005,, 20:00

Published 15 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Вторая молодость

Вторая молодость

15 сентября 2005, 20:00
Нынешняя юбилейная 60-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, открывшаяся на этой неделе, призвана была дать старт коренным реформам в главной структуре международного сообщества. Но на фоне жесткой полемики вокруг пакета этих реформ, сопровождавшейся громкими коррупционными скандалами с участием ооновских чиновников, в эт

Мировые лидеры вообще могли бы ни о чем не договориться, упрись каждый из них в пакет предложений по реформе структуры ООН, так тщательно отрабатывавшийся на предыдущей сессии и забаллотированный новым постпредом США с соответствующей случаю фамилией Болтон. Противостоять ему никто, в принципе, не смог или не решился. Впрочем, в Нью-Йорк съехались более 150 президентов, премьеров и монархов. Ожидать можно всякого.

Последние скандалы, связанные с различными махинациями вокруг программы «Нефть в обмен на продовольствие», едва не поставили на повестку дня вопрос о дисквалификации генерального секретаря Кофи Аннана. Кстати, в свое время госсекретарь США в администрации Билла Клинтона г-жа Мадлен Олбрайт лично приложила руку к тому, чтобы наложить вето на переизбрание прежнего генсека Бутроса Гали. Правда, тогда ни о какой коррупции речь не шла. Времена на Ист-Ривер царили сугубо политические. Американцы протежировали Аннану, и никто, в принципе, не возражал.

Теперь президент США Джордж Буш делает особый акцент на борьбе с терроризмом, о проблемах какого бы региона он ни говорил (здесь с ним во многом солидарен и российский лидер Владимир Путин). Антитеррористическая патетика в выступлении американского президента с трибуны ООН перемежалась с пропагандой проектов демократизации разных регионов мира.

«Террористы должны знать, что везде, куда они пойдут, они не смогут избежать правосудия», – заявил Буш. По его словам, необходимо замораживать их счета, вводить более строгие меры пограничного контроля, не допускать попадания в руки разного рода боевиков оружия, в том числе массового уничтожения. «Мы также должны обмениваться информацией, чтобы предотвращать теракты до того, как они пройдут», – сказал он. Буш напомнил, что заседание Генассамблеи проходит спустя два месяца после терактов в Лондоне, через год после теракта в бесланской школе и через четыре года после терактов в США.

За антитеррористическую резолюцию голосовали единогласно. Дай бог, чтобы столь же гладко в дальнейшем прошло принятие механизмов ее реализации. А вот по поводу структурной реформы копья стали ломаться сразу же. Речь не идет о расширении Совета Безопасности. Дело в том, что в последний момент этот вопрос был снят с повестки дня из-за жесткой позиции США и Китая, выступивших категорически против совместной инициативы Германии, Бразилии, Индии и Японии о получении ими статуса постоянных членов Совбеза.

Глава российского МИД в сложившейся ситуации решил, по-видимому, усидеть на всех стульях. Несмотря на предыдущие уверения, что Москва готова поддержать в этом вопросе Германию и Индию, Сергей Лавров поведал, что «позиция России строится на недопустимости размывания нынешнего статуса «пятерки» постоянных членов Совета Безопасности ООН, включая незыблемость права вето, принадлежащего им в соответствии с Уставом ООН».

Но неожиданно возникла иная инициатива – создание де-факто параллельного СБ ООН органа – Совета по правам человека, который одновременно должен заменить существующую ныне одноименную комиссию, в которой, по мнению американцев, велико засилье представителей разного рода диктатур.

Вместо нынешних 53 членов Комиссии по правам человека, назначаемых по принципу ротации, Джон Болтон в своих поправках к пакету ооновских реформ предложил создать орган не более чем из 25 государств, причем эти страны выбирались бы по строгим «критериям соответствия». Правда, принцип некой «избираемости» вместо традиционной ротации выглядел довольно размыто. После бурных дискуссий действительно было решено создать Совет по правам человека. Что дальше – абсолютно неясно. Пока получается, что вместо сокращения своей бюрократической структуры ООН может получить новый административный довесок с неопределенными функциями.

Похоже, Джон Болтон предвидел такой вариант развития событий, когда перед открытием Генассамблеи предложил вообще отказаться от рассмотрения пакета реформ и принять двух-трехстраничный декларативный документ. Российский постпред в ООН Андрей Денисов, в свою очередь, заявил, что «клуба избранных», поучающих других, как им следует соблюдать права человека, быть не должно. Ведь в таком случае нарушается основной принцип Устава ООН: все члены международного сообщества могут участвовать в работе всех учреждений организации.

США забаллотировали и такой пункт проекта реформ, как обязательство экономически развитых стран жертвовать 0,7% своего валового внутреннего продукта слаборазвитым государствам (согласно действующей «Программе развития»). Когда-то эту инициативу активно лоббировала другой американский посол в ООН Мадлен Олбрайт. Ставка делалась, по-видимому, на то, чтобы покрепче, в том числе экономически, привязать отсталые страны к государствам «золотого миллиарда». Теперь в американской администрации предпочитают более трезвый подход. Предлагается создать специальную комиссию (то есть опять новый ооновский орган), который займется восстановлением экономики и инфраструктуры стран, пострадавших от вооруженных конфликтов. Лишь в последний момент США согласились на то, чтобы «Программа развития ООН» вообще была упомянута в итоговой декларации нынешнего саммита.

В кулуарах Генассамблеи довольно живо обсуждается вопрос о преемнике Кофи Аннана. В этой связи, даже если Кофи Аннан и досидит до конца свой срок на посту генсека ООН, фактом остается то, что новую фигуру ищут уже больше года. Назывались, например, имена польского президента Квасьневского и экс-главы США Клинтона. Но если традиционная система распределения высших постов в ООН не претерпит в ближайшее время изменений, новый генсек, по идее, должен представлять Азию (единственный раз азиат У Тан возглавлял ООН в 1961–1971 годах).

В российском МИД поговаривают (утверждая, что и госдепартамент не против) о выдвижении Суракиарта Сатиратая (нынешнего вице-премьера правительства Таиланда) как главного кандидата на пост генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Экс-министр финансов, он завоевал в Юго-Восточной Азии репутацию талантливого реформатора. Но самое главное – Сатиратая не имеет отношения ни к самой ООН, ни тем более к финансовым аферам, прокручивающимся в ее стенах.



ВСЕ «ГЕНСЕКИ МИРА»

Трюгве ЛИ (1946–1952) – норвежский политик, глава МИД в правительствах Рабочей партии. Пошел на прямой конфликт с СССР во время Корейской войны. Москва категорически возражала против переизбрания Ли на второй срок, применив право вето. Тогда США провели его кандидатуру, минуя Совбез, через Генассамблею – единственный такой случай в истории ООН. СССР и его союзники отказались признавать Ли в качестве генсека, и в 1952 году Ли ушел в отставку.

Даг ХАММАРШЕЛЬД (1953–1961) – дипломат, специалист по политэкономии, одновременно литератор, постпред Швеции в ООН. Суэцкий кризис 1956 года, конфликты на Ближнем Востоке и в Индокитае – все это он стремился преодолеть путем «тихой дипломатии». Нынешний генсек ООН Кофи Аннан, по собственному признанию, считает его образцом для подражания. Единственный лауреат Нобелевской премии мира, получивший ее посмертно – в 1961 году, после гибели в авиакатастрофе во время действий «голубых касок» в Конго, оказавшихся одной из самых неудачных операций ООН. Никита Хрущев в своих мемуарах утверждал, что самолет генсека сбили местные зенитчики.

У ТАН (1961–1971) – бирманский политик, педагог по образованию, автор ряда исторических трудов, постпред Бирмы в ООН, первый генсек, представлявший развивающиеся страны. Участвовал в преодолении Карибского кризиса 1962 года (значение посредничества У Тана по улаживанию конфликта между СССР и США признавали обе стороны), в разработке и одобрении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 год).

Курт ВАЛЬДХАЙМ (1972–1981) – австрийский дипломат, доктор юридических наук, постпред Австрии в ООН. Начинал деятельность на посту генсека в оптимистической атмосфере разрядки, закончил – в условиях крайнего обострения «холодной войны» и гонки вооружений. Его отличали постоянные визиты на Ближний Восток и поиски решения проблем Юга Африки, Кипра, Южной Азии. Единственный генсек, обвиненный Центром Симона Визенталя и другими еврейскими организациями в сотрудничестве с нацистами в годы Второй мировой войны. Правда, эти обвинения появились уже после завершения его работы в ООН.

Перес ДЕ КУЭЛЬЯР (1982–1991) – выпускник Католического университета в Лиме, избравший дипломатическое поприще. Постпред Перу в ООН. В конце 1970-х – начале 1980-х представлял генсека сначала на Кипре, потом в Афганистане. Став руководителем организации, отстаивал повышение роли Совбеза в миротворчестве, лично был посредником на переговорах, которые привели к прекращению ирано-иракской войны (в августе 1988-го).

Бутрос БУТРОС ГАЛИ (1992–1996) – выпускник Сорбонны, доктор международного права. Египетский дипломат, один из архитекторов Кемп-Дэвидских мирных соглашений с Израилем 1979 года. В первые месяцы пребывания на посту генсека предложил концепцию «построения мира» вместо «поддержания мира». К середине 1993-го он посетил 19 стран и провел инспекцию 13 миротворческих операций. Пришел к выводу, что в своей внешней политике США руководствуются идеологическими мотивами, вступил в конфликт с Вашингтоном, в результате администрация Клинтона применила право вето против его переизбрания на второй срок.

Кофи АННАН (с 1997-го, второй срок истекает 31 декабря 2006-го) пришел на этот пост с должности заместителя генсека по операциям по поддержанию мира. Выпускник сначала Научно-технического университета в своей родной Гане, затем – Массачусетского научно-технологического университета. В системе ООН – с 1962 года. Ни у кого из генсеков не было столь длительного опыта работы в возглавлявшейся ими организации, и в то же время никто из них, хотя бы косвенно, как в случае с Аннаном, не подпадал под подозрения в коррупции. В отличие от «неосмотрительного» Бутроса Гали, Аннан поставил основной целью достижение среди государств-членов консенсуса в отношении того, какую роль надлежит выполнять ООН в мире. Впрочем, и ему довелось вступить в противоречие с внешнеполитической линией США – во время иракского кризиса, приведшего к войне 2003 года.

Подготовил Алексей АНДРЕЕВ

"