Posted 15 августа 2007,, 20:00

Published 15 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Министр иностранных дел Киргизии Эднан Карабаев

Министр иностранных дел Киргизии Эднан Карабаев

15 августа 2007, 20:00
Сегодня в Бишкеке состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с участием руководителей России, Китая, Киргизии, Таджикистана, Казахстана и Узбекистана. В киргизскую столицу приехали и представители стран, имеющих в ШОС статус наблюдателей, включая, например, иранского президента. Министр иностранных де

– Эднан Осконович, что ожидает ваша страна от саммита ШОС в Бишкеке?

– Как и все страны-участницы этого мероприятия, мы стремимся достичь максимального понимания и доверия, которые на Бишкекском саммите найдут нормативное закрепление в Договоре о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Кроме того, в ходе заседания будут намечены механизмы совершенствования ШОС, организации, которая представляет одно из ведущих направлений внешнеполитической стратегии Кыргызстана. Несмотря на то, что Шанхайская организация достаточно молодая, она уже многого достигла. Поскольку ШОС работает с учетом национальных интересов каждой страны-участницы, то и проекты реализуются на разных уровнях. Приведу пример железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. В этом деле участвуют три государства, но одновременно сам проект – часть общей транспортной стратегии организации. Подобные идеи будут рассматриваться и на предстоящем саммите.

– А какие совместные с Россией экономические проекты представляют для Киргизии наибольший интерес?

– Безусловно, энергетическая сфера сегодня на первом месте. Уже выполнено более 40% работ по строительству Камбаратинских ГЭС. При этом нас интересует развитие транспорта, расширение торговых отношений. Реализуется большое количество культурно-образовательных программ. Мы намерены расширять экономическое сотрудничество. Но выбор проектов всегда будет строиться на основании национальных интересов.

– В СМИ стран СНГ нередко появляются сообщения о том, что члены ШОС намерены создать новый энергетический союз – в ответ на стремление стран – импортеров энергосырья сформулировать глобальную концепцию энергетической безопасности. Как вы это прокомментируете?

– Действительно сегодня идет обсуждение идеи создания Энергетического клуба ШОС, одной из задач которого станет обсуждение энергетической безопасности. Страны – участницы Шанхайской организации представляют собой регион, в котором сосредоточены огромные энергетические ресурсы. ШОС – это примерно четверть мировых запасов и объемов производства нефти, треть мировых запасов газа и почти половина разведанных запасов урана. При этом, например, в Центральной Азии эти запасы расположены таким образом, что ни одна из республик не является энергетически самостоятельной. Мы все зависим друг от друга. Естественно, нам необходимо создавать инфраструктуру и нормативную базу для взаимодействия.

– Как решается проблема внешнего долга Киргизии, удалось ли достичь договоренности с кем-либо из государств-кредиторов о реструктуризации задолженностей, в частности, с Россией?

– Сегодня Кыргызская Республика прорабатывает механизмы реструктуризации задолженности. Уверены, страны-партнеры, в том числе и Россия, готовы помочь нам в поиске решений этого вопроса. При этом мы изыскиваем и внутренние ресурсы. Кыргызстан уже имеет темп роста 9,2% ВВП. Вдвое увеличился бюджет страны. Думаю, произошло главное – начался процесс укрепления национального единства. И одним из факторов этого процесса является необходимость рассчитаться с кредиторами.

– Лидер киргизской оппозиции Феликс Кулов недавно выдвинул идею создания конфедерации России и Киргизии. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Кыргызстан – суверенное государство, наша независимость закреплена в конституции, которую принял народ. Президент утвердил Стратегию развития страны в соответствии с национальными интересами. Сформировано гражданское общество, ориентированное на углубление демократических преобразований. В рамках реализации наших национальных интересов мы заключили с Россией соглашение о двойном гражданстве для поддержки трудовых мигрантов. Совместно с Российской Федерацией мы участвуем в работе ЕврАзЭС, в частности, совместно работаем над созданием Таможенного союза. Причем в этот союз войдут не два, а шесть государств, что значительно расширит наши торговые связи. Взаимодействие для обеспечения безопасности и мы, и Россия осуществляем в рамках ШОС и ОДКБ. Гуманитарные проекты реализуются на уровне СНГ. Все это доказывает, что в современном мире намного эффективнее сотрудничество независимых, суверенных государств.

– Как сегодня Киргизия относится к развитию ситуации в Афганистане, и чем закончилась дискуссия с американцами о размерах арендной платы за использование военной базы в бишкекском аэропорту «Манас»?

– Кыргызстан уже неоднократно озвучивал свою позицию по этому вопросу. Между нами и США давно идет конструктивный диалог, и вопрос аренды был решен также конструктивно. Поскольку все понимают, что сохраняются вызовы и угрозы безопасности Центральной Азии и даже СНГ со стороны террористических организаций, действующих на территории Афганистана. В свое время Кыргызстан стал участником международной антитеррористической коалиции и предоставил территорию международного аэропорта «Манас» государствам –участникам этой коалиции. Поскольку такие же задачи решает и Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), мы согласились открыть военную базу в Канте. Противодействие терроризму Кыргызстан осуществляет и в рамках ШОС. Поэтому можно сказать, что наша страна принимает самое активное участие в том, чтобы международный терроризм престал быть угрозой и национальной безопасности Афганистана, и региональной безопасности Центральной Азии.

– Что означает инициатива киргизского президента Курманбека Бакиева по принятию резолюции об установлении Всемирного дня социальной справедливости, которая будет озвучена на предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи ООН?

– Вот уже не один год весь мир стремится к реализации Целей развития тысячелетия (провозглашенных самой ООН. – «НИ»). Безусловно, к установленному сроку – 2015 году – разные государства реализуют эти цели неравномерно. Но будет решена главная задача – в целом повысится качество жизни, мы сделаем еще один шаг к установлению социального миропорядка. Глобальный социальный мир будет базироваться на устойчивом человеческом развитии, правовой защищенности каждого человека. То есть на тех факторах, которые и составляют основу социальной справедливости. Это, конечно, задача среднесрочной перспективы. Но уже сегодня президент Кыргызстана выдвинул инициативу установить Всемирный день социальной справедливости, который станет своеобразным индикатором достижения Целей тысячелетия.

"