Posted 15 июля 2009,, 20:00

Published 15 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:31

Updated 8 марта, 07:31

Иномарки зажали в тиски

15 июля 2009, 20:00
Вчера Белоруссия ввела повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на грузовые иномарки. Пока эта мера временная – на девять месяцев, но срок может быть и продлен. Цели объявлено сразу три. Во-первых, защита белорусского автопрома, во-вторых, борьба за экологию – страна переходит на евростандарты. Ну и наконец, местные

Первая цель ясна как день – власти стремятся просто ограничить ввоз в страну иностранных грузовых машин, которые создают конкуренцию белорусским автопроизводителям и заполняют значительную часть рынка. В условиях кризиса свои машины, естественно, становятся «ближе к телу». И это борьба не только за рынок, но и за рабочие места, которые могут сократиться, если продажи белорусских авто и дальше будут падать. А такая тенденция, уверяют независимые эксперты, уже наметилась.

Пошлины, повышенные в среднем на треть, по расчетам экспертов, увеличат цены иномарок примерно на 15% и в Белоруссии, и в России. «Это действительно антикризисная мера, – рассказала корреспонденту «НИ» представитель Ассоциации международных автоперевозчиков Антонина Камчатова. – Власти пытаются стимулировать развитие отечественного автопрома. Необходимо снизить импорт и стимулировать потребление внутри страны. Грубо говоря, есть Минский автомобильный завод, и надо куда-то сбывать его продукцию».

Стремление к экологической чистоте автопарка тоже понятно. Именно поэтому особенно подросли пошлины на ввозимые грузовые авто с двигателями, имеющие низкий экологический стандарт по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. Речь идет о стандарте Евро-3, который ЕС еще в 2005 году заменил более «чистым» Евро-4. А сейчас уже в ходу и Евро-5. Теперь за новые авто-«троечники» придется платить пошлину в размере 25% от таможенной стоимости машины, а за уже бывшие в эксплуатации – 50% вместо 35. Зато на новые седельные тягачи уровня Евро-4 ставка будет всего 5%, а за одногодку Евро-5 – и вовсе нулевая. Впрочем, грузовые авто последних экологических стандартов тоже пойдут по ставке 25%, как и в России, с которой у Белоруссии беспошлинная торговля. Унифицировав ставки ввозных таможенных пошлин на «чистые» машины, наши страны выровняли условия импорта, что в рамках Союзного государства шаг вполне обоснованный и необходимый.

А вот на то, каким эхом отзовется принятое Минском решение в РФ, у экспертов разные мнения. В целом же, по мнению Антонины Камчатовой, повышение белорусских пошлин на грузовые иномарки на российской экономике никак не отразится. «У них свои законы, у нас свои», – заключает эксперт. Однако некоторые специалисты утверждают, что наша страна от этого все-таки выиграет. Низкие пошлины и отсутствие таможенного регулирования на границе (по крайней мере с белорусской стороны, а на российской эффективно действует система самых разнообразных «подмазок», о которых «НИ» уже писали) стали «живительной почвой» для контрабандного ввоза в РФ грузовых авто. В прошлом году, по некоторым данным, он увеличился почти на 20%. Теперь этот «серый» поток должен значительно поубавиться, по крайней мере теоретически такая возможность появилась, говорят опрошенные «НИ» участники рынка.

"