Posted 15 июня 2008,, 20:00

Published 15 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

На поводке у «Зеленого тигра»

15 июня 2008, 20:00
В Ирландии на прошлой неделе произошло то, о чем в Брюсселе старались не говорить, надеясь, что «пронесет», и Евросоюз преодолеет кризис, вызванный в 2005 году провалом конституции ЕС на референдумах во Франции и Нидерландах. Не «пронесло». В референдуме приняли участие половина списочного состава ирландских избирателе

Лиссабонский договор – это «дайджест» отвергнутой конституции. В нем кратко и сухо воспроизведена та ее часть, которая определяет механизмы управления сообщества, разросшегося до 27 стран. После ирландского референдума ЕС, конечно, не развалится, и продолжит работу на основе созданной за полвека громоздкой системы договоров. Но вновь и вновь будут возникать проблемы, подобные той, что на два года задержала начало переговоров о новом базовом соглашении с Россией. Когда правительство одной единственной страны (в данном случае сначала Польши, а потом Литвы) может по своим политическим мотивам блокировать нужное всему союзу решение.

Ирландия была единственным членом ЕС, поставившим этот договор на всенародное голосование. Остальные 26 довольствовались ратификацией в парламентах и 18 уже завершили ее.

«Конечно, это большое разочарование для всех, кто хотел больше демократии, больше политической эффективности, ясности и прозрачности процесса принятия решений в Европейском союзе», – заявил председатель Европарламента Ханс-Герт Петтеринг. А вице-президент союза «Молодые европейские федералисты» Тони Джулиано сказал «НИ», что его организация, проводившая кампанию за ирландское «да», считает этот референдум несправедливым. Он напомнил, что молодые сторонники Объединенной Европы неоднократно призывали провести один плебисцит на всей территории ЕС и зафиксировать его результаты на саммите союза. Иного мнения придерживается другой брюссельский собеседник «НИ», представитель Европейского демократического интернационала Томас Рупп: «Если бы состоялись референдумы в остальных странах, мы получили бы похожие результаты во многих из них».

Правящая элита Ирландии призывала граждан сказать «да». Главный аргумент заключался в том, что ни одна другая страна не совершила за время членства в ЕС такого головокружительного скачка от бедных задворок Европы к процветанию. Сейчас «Зеленый тигр», как называют Ирландию по аналогии с «Зеленым островом», приближается по ВВП на душу населения к мировому лидеру Люксембургу. Лагерь сторонников «нет» составили более десятка организаций от крайне правых католиков до левых радикалов-националистов из «Шинн Фейн». Каждая из них клеймила договор со своих, часто противоположных позиций, выдвигая простые и хлесткие лозунги. И каждый избиратель мог услышать свой собственный страх в этих разных словах на одну музыку: в слишком большой Европе маленькая ирландская нация теряет независимость.

"